РепортажиПолитика

«Сегодня это Маша, завтра, вероятно, я»

Репортаж из Басманного суда, где следствие требовало отправить в СИЗО студентку ВШЭ Марию Платонову

Этот материал вышел в номере № 105 от 20 сентября 2021
Читать

Басманный районный суд Москвы отправил под домашний арест до 14 ноября студентку ВШЭ Марию Платонову. 20-летнюю девушку обвиняют в склонении к массовым беспорядкам (ч. 1.1 ст. 212 УК) в телеграм-чате. Для того чтобы поддержать Платонову, к зданию суда сегодня приехали ее коллеги и друзья, а также кандидаты в депутаты Госдумы, многие из которых убеждены, что это уголовное преследование связано с политической деятельностью Марии. Рассказываем, что сегодня происходило у Басманного суда.

Мария Платонова выходит из Басманного суда под домашний арест. Кадр: Фариза Дударова / «Новая газета»

Мария Платонова выходит из Басманного суда под домашний арест. Кадр: Фариза Дударова / «Новая газета»

Дело Марии Платоновой началось 16 сентября: утром к ней пришли с обыском силовики, которые изъяли технику из квартиры, а после увезли девушку на допрос в Следственный комитет. Уже днем стало известно, что на Платонову и еще 11 человек завели уголовное дело по статье 212 УК РФ («Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти»). По словам знакомых Платоновой, уголовное преследование они сразу связали с ее политической деятельностью, в частности с тем, что студентка работала дизайнеркой в предвыборном штабе оппозиционного кандидата в депутаты Госдумы Анастасии Брюхановой, которую накануне «Умное голосование» рекомендовало как самого перспективного кандидата в 198-м московском избирательном округе.

Правозащитный проект «Апология протеста», адвокат которого представляет интересы студентки ВШЭ, сообщил, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемой утверждается, что Платонова и другие лица «приняли решение о склонении и ином вовлечении в массовые беспорядки неограниченного числа лиц в городах России» через телеграм-каналы. 16 сентября должно было состояться первое судебное заседание, но его перенесли, а саму Платонову оставили на ночь в изоляторе временного содержания.

17 сентября заседание должно было начаться в 11 утра, но его снова перенесли на три часа. У Басманного суда собралась группа поддержки из нескольких десятков человек. Активисты, поддерживающие Платонову собирали поручительства, необходимые для того, чтобы Платонову не отправляли в СИЗО. За три часа, что они были у суда, их подписали как минимум 60 человек.

«Я старался собирать всю ночь и все утро личные поручительства для Марии Платоновой, которую судят абсолютно ни за что. В поручительстве есть строчка «нам известна суть дела», на самом же деле нам известно, что это дело без каких-либо оснований и состава, никакого преступления тут тоже нет. Насколько я знаю, в материалах дела говорится, что было какое-то преступное сообщество, какие-то телеграм-чаты, но при этом неизвестно ни про какую деятельность Марии Платоновой, которая осуществлялась с преступным умыслом, с вредом для общества. Я здесь, потому что Мария —человек из моего круга, мы коллеги по работе, жили в одной общаге и учимся в одном вузе.

Ее просто случайно выхватили для этого дела», — рассказывает студент ВШЭ Павел Проскуряков, который стоял со стопкой поручительств.

Мария Платонова. Фото из личного архива

Мария Платонова. Фото из личного архива

Еще вчера в социальных сетях оппозиционных кандидатов в депутаты Госдумы стали призывать прийти к Басманному суду. Уже к 11 часам утра у здания суда были кандидат от «Яблока» по 198-му избирательному округу Марина Литвинович и кандидат от КПРФ по 197-му округу Михаил Лобанов. Оба подписали поручительства за Платонову.

Большое количество студентов московских вузов откликнулось на произошедшее с Платоновой: посты про сбор поручительств и судебное заседание опубликовали сразу несколько крупных студенческих пабликов. Еще одна студентка ВШЭ, Екатерина, говорит, что пришла на заседание, увидев призыв в одной из таких групп, потому что Мария «попала под абсолютно нелогичную раздачу», а значит, то же самое может произойти и с любым: «Сегодня это Маша, а завтра, вероятно, я. Никакой логики тут нет.

Ты умный, классный, активный студент с оппозиционными взглядами? Ну, жди, когда тебя обвинят в организации массовых беспорядков».

Мария Платонова. Фото: пресс-служба Басманного суда

Мария Платонова. Фото: пресс-служба Басманного суда

«Я пришла подписать поручительства за Марию, потому что, очевидно, сейчас разворачивается новое политическое дело прямо на наших глазах. Символично, что это происходит в первый день выборов», — говорит Литвинович. При этом политик не связывает это уголовное преследование с предстоящими выборами и с работой Платоновой в штабе Анастасии Брюхановой: «Обычно таких связей нет. Тут другая история: следственные органы должны постоянно находить каких-нибудь «бунтовщиков» и отчитываться перед начальством о том, что они поймали какую-нибудь очередную «группировку экстремистов», которая хотела свергнуть власть, а иначе как им оправдывать свое существование».

В отличие от Литвинович, Михаил Лобанов уверен, что уголовное преследование студентки и еще 11 человек по всей стране и начало выборов — это не простое совпадение:

«Сейчас начались выборы, я как кандидат должен ездить по участкам, но мы сорвались с нашей мобильной группой, чтобы подписать здесь поручительство за Марию. К сожалению, это очередной случай, когда страх перед протестной молодежью заставляет силовиков идти на новые точечные репрессии.

Мне кажется, что власти боятся и молодежи, и выборов.

Несмотря на то, что они практически полностью зачистили политическое поле, они понимают, что эти выборы могут быть восприняты людьми как возможность дать правительству мощный подзатыльник».

Читайте также

Россия впервые выбирает Госдуму за три дня. Онлайн — день первый

Десятки оппозиционных кандидатов сняты с выборов, на участках нет открытого видеонаблюдения и делегаций ОБСЕ

До начала заседания оставалось еще несколько часов, люди все продолжали приходить. Иногда проезжающие мимо машины сигналили или выкрикивали слова поддержки: «Свободу!», «Свободу Навальному!» Прохожие интересовались, кого судят и почему так много людей.

Мнение о том, с чем же связано уголовное преследование Платоновой разделилось: кто-то убежден, что это нелепая случайность, кто-то считает, что работа студентки в штабе Брюхановой и последующая рекомендация от УГ побудила силовиков завести уголовное дело именно на Марию.

«Мне кажется, это какая-то история о безумной полицейской машине, которая случайным образом хватает случайных людей. Таким образом они схватили и 20-летнюю студентку-дизайнерку, которая никаким образом ни к какой преступной деятельности не причастна. Это совершенно дикая история про дикое полицейское насилие, которое может коснуться каждого. Вообще они, конечно, тоже додумались раскрутить такую историю прямо перед выборами… Мы же видим резонанс. У меня в голове не укладывается. Я хорошо знаю Машу, она у нас работала больше года. Та фабула обвинения, которая присутствует в этом деле, и тот человек, которого я знаю, вообще две абсолютно несовместимые вещи. По моим ощущениям, это уголовное дело ради уголовного дела. Какие-то люди решили нарисовать себе звезды на погонах», — говорит депутат Мосгордумы и соратница Анастасии Брюхановой по «Городским проектам» Дарья Беседина.

На заседание пришла и сама Брюханова, команда которой информационно поддерживает сейчас родственников Платоновой:

«Я совершенно не понимаю, почему я должна здесь находиться, и почему мы всей общественностью должны доказывать, что такой добрый и светлый человек не пытался совершить конституционный переворот.

Она должны быть на свободе, помогать мне, как и прежде, с кампанией, идти голосовать, отдыхать, а не находиться в СИЗО».

Многие визуальные материалы в кампании Брюхановой сделаны Марией Платоновой: она занималась дизайном для агитационных буклетов, видеороликов и стримов. Брюханова также считает, что это дело связано с выборами, мол, режиму нужно показать, что он борется. При этом никакой логики, в том, что «под раздачу» попала именно студентка ВШЭ Брюханова не видит: в телеграм-чатах, о которых говорит следствие, она не состояла.

Суд вынес решение ближе к трем часам: отправить студентку под домашний арест до 14 ноября. Спустя несколько минут после решения, Платонова вместе со своими адвокатами и тетей вышла из здания сюда. Плачущую девушку встречали аплодисментами и словами поддержки.

Адвокат Гаджи Алиев объяснил такое решение суда тем, что следствие не предоставило никаких доказательств, согласно которым Платонова может воспрепятствовать органам предварительного следствия, оказать какое-то давление на свидетелей и заниматься преступной деятельностью.

Еще один адвокат Платоновой Аркадий Шиндяпин рассказал «Новой», что следствие настаивало на аресте его подзащитной до 14 ноября, ссылаясь на то, что в материалах деле якобы есть доказательства ее вины. Других обвиняемых по этому же отправили под арест.

«Разница [в деле Марии Платоновой и других обвиняемых] в том, что следственный комитет вышел в Басманный суд с нулем [доказательств ее вины]. Судьи же тоже умные люди, поэтому они тоже не увидели оснований, чтобы ее арестовать. Отпустить ее [в логике системы] совсем нельзя и задерживать тоже, поэтому остановились на таком среднем варианте», — говорит Шиндяпин.

В данный момент сторона защиты планирует обжаловать действия следственных органов и то, что к Платоновой вообще предъявили данное обвинение.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow