место событийОбщество

Тюремщики знают толк в психиатрии

Викторию Петрову, обвиняемую в «фейках» об армии, суд направил на психиатрическую экспертизу

Тюремщики знают толк в психиатрии

Виктория Петрова. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

29-летней Виктории Петровой, выпускнице Высшей школы менеджмента СПбГУ, до ареста работавшей в петербургской частной фирме, вменяют в вину негативные высказывания в социальных сетях по поводу «специальной военной операции» ВС РФ на Украине. В марте и апреле прошлого года девушка поделилась в соцсети «ВКонтакте» четырьмя видеороликами журналистов Дмитрия Гордона* и Александра Невзорова*, а также политика Максима Каца*. За это Виктории грозит до 10 лет лишения свободы.

Вечером 5 апреля Городской суд Петербурга, рассмотрев апелляцию защиты на продление меры пресечения Петровой (с 6 мая она содержится под стражей), отказался ее смягчить.

Девушка не только останется в СИЗО-5 еще на несколько месяцев, но к тому же должна будет пройти амбулаторно-психиатрическую судебную экспертизу.

Она назначается в уголовном или гражданском процессе, когда возникает необходимость в специальном психиатрическом обследовании обвиняемого; может проводиться в любом подходящем помещении — специальном медицинском учреждении, кабинете следователя, зале суда и т.д.

Решение о проведении такого обследования на заседании 3 апреля принял судья Калининского районного суда Петербурга Геннадий Пилехин. Предварительно он объявил заседание закрытым.

Читайте также

На основании листа бумаги формата А4

На основании листа бумаги формата А4

Когда разваливается обвинение — требуют психиатра. Но не следователя

До сих пор психиатрическую экспертизу назначали только одной из восьми петербургских обвиняемых по ст. 207.3 УК РФ («Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании ВС РФ») — Саше Скочиленко.

Однако если Александра страдает биполярным аффективным расстройством (диагноз не скрывает сама Скочиленко), то у Виктории до судебного процесса никаких отклонений в поведении замечено не было, не говоря уже о диагностированных психических заболеваниях.

— Мы знакомы с Викой немало лет. Она никогда не жаловалась на здоровье, почти не обращалась к врачам, тем более — к психиатрам, — рассказал «Новой» друг девушки Алексей. — Если бы были какие-то странности в поведении Вики, то я бы их первый заметил.

Поводом усомниться в нормальности Петровой, как рассказывала «Новая», для судьи Калининского районного суда Геннадия Пилехина стало заявленное 20 марта ходатайство гособвинителя о приобщении к делу «некоторых сведений медицинского характера». Тогда старший помощник прокурора района Новикова передала судье «некий листок бумаги формата А4 без каких-либо реквизитов: без подписей, без печатей, без исходящих данных, непонятно кем и на каком основании выданный» (так выразился сам Пилехин). «Это — фотокопия, — смущенно призналась Новикова, — на данный момент оригинала нет в распоряжении прокуратуры, но при необходимости он может быть предъявлен позднее».

Листок формата А4 Пилехин к делу не приобщил, но судебное заседание 20 марта на этом прекратил (оно длилось меньше часа), а на следующее, 3 апреля, прессу и слушателей уже не пустили. По просьбе обвинения судебный процесс по делу Петровой закрыли, «чтобы не нарушать медицинскую тайну».

Адвокат Виктории Петровой Анастасия Пилипенко. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Адвокат Виктории Петровой Анастасия Пилипенко. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Содержание листка частично раскрыла, после согласования со своей подзащитной, адвокат Виктории Петровой Анастасия Пилипенко.

— Сотрудники оперативной части СИЗО № 5, где содержится Петрова, посчитали, что Вика «ведет себя странно», и порекомендовали направить ее на обследование к разным врачам, — пояснила Пилипенко. — Об этом и говорится в предъявленном прокуратурой «документе». В СИЗО № 5 у моей доверительницы уже были проблемы, когда ее сокамерницы писали заявления о том, что Вика и в изоляторе продолжает агитацию. Может быть, для человека, находящегося в СИЗО по делу о «фейках» о ВС РФ», продолжать агитацию — действительно странное поведение? Может быть, оперчастью СИЗО № 5 это так расценено? Не исключаю, что к Петровой решено применить известный метод советского правосудия, когда «политическим» заключенным вместо приговора выносили диагноз и отправляли на принудительное лечение.

На закрытом заседании 3 апреля

обвинение так и не представило документов, на основании которых защита Петровой могла бы согласиться с тем, что специальное медицинское обследование Вике необходимо. Тем не менее 5 апреля суд принял решение об амбулаторной психиатрической экспертизе.

Где она будет проводиться и как долго продлится, пока неизвестно.

Рассмотрение дела Петровой отложено до 11 мая.

*Признаны в РФ иноагентами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow