место событийПолитика

«Дайте мне шанс стать мамой»

Процесс против Лилии Чанышевой завершился. Она выступила с последним словом и теперь ожидает приговор

«Дайте мне шанс стать мамой»

Лилия Чанышева в суде. Фото: пресс-служба кировского суда.

В Кировском районном суде Уфы завершился судебный процесс по делу экс-координатора Штаба Навального* Лилии Чанышевой и активиста Рустема Мулюкова. В ходе прений прокурор запросил для них реальные сроки заключения. Сами обвиняемые и их защитники отвергли все обвинения и просили суд вынести оправдательный приговор. Чанышева стала первой соратницей Навального, которую судят за создание экстремистского сообщества.

Активистка была арестована 10 ноября 2021 года в Уфе. Перед этим у нее и ряда других уфимских сторонников Навального прошли обыски. Само дело по обвинению Чанышевой в «создании и руководстве экстремистским сообществом» расследовалось ГСУ Следственного комитета РФ под руководством следователя по особо важным делам Романа Видюкова. В качестве главных фигурантов в деле, наряду с Чанышевой, проходят Алексей Навальный, Леонид Волков**, Иван Жданов**, Любовь Соболь** и другие соратники оппозиционера. Их дела выделены в отдельное производство.

Согласно окончательной версии обвинения, Чанышевой вменили организацию экстремистского сообщества с использованием служебного положения (по ч. 3 ст. 282.1 УК), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 280 УК) и пропаганду деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 3 ст. 239 УК). Мулюкову предъявили только статью за участие в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК).

Слушания по делу начались в Кировском райсуде Уфы 1 марта. Судья Азамат Бикчурин по ходатайству гособвинения объявил процесс закрытым. Заседания проходили три раза в неделю, по словам защиты, председательствующий назвал этот процесс «приоритетным».

В интервью Idel.Реалии** Чанышева рассказала, что процесс закрыли «на основании голословного письма из Центра по противодействию экстремизму Башкортостана».

цитата

«В нем бездоказательно предполагалось, что мой процесс будет освещаться на интернет-ресурсах в негативном свете, с размещением призывов экстремистского характера в отношении свидетелей, гособвинения и суда, а также призывов организовать массовые публичные акции в здании суда с целью оказания давления на судью и участников процесса. Я считаю, что суд закрыли, чтобы СМИ и общественность не увидели всю абсурдность обвинений и отсутствие доказательств», — подчеркнула она.

Прения сторон по делу начались 26 апреля. В своем выступлении гособвинитель Олег Лавров потребовал приговорить Чанышеву к 12 годам лишения свободы в колонии общего режима и назначить штраф в размере 700 тысяч рублей.Второго обвиняемого — Рустема Мулюкова — гособвинитель потребовал приговорить к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.

«Собственно, нет смысла что-то здесь доказывать, распинаться в суде, потому что это не правосудие, а кривосудие, в которое я не верю. Этот процесс — позор судебной системы Российской Федерации. Я — невиновен», — заявил Мулюков во время выступления на прениях.

Чанышева уверена, что ее преследуют «по политическим мотивам», а само уголовное дело — это «давления на Алексея Навального и его сторонников» с целью прекратить их политическую деятельность и запугать тех, кто разделяет их взгляды.

Активистка также отметила, что запрашиваемый срок «несоразмерен и не является необходимым», поскольку с апреля 2021 года она «добровольно прекратила деятельность в Штабе Навального и впоследствии ее не продолжала, никаких правонарушений не совершала, вела мирную семейную жизнь и даже отказалась от выдвижения на выборах в горсовет Уфы».

Лилия Чанышева в суде. Фото: пресс-служба кировского районного суда

Лилия Чанышева в суде. Фото: пресс-служба кировского районного суда

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЛИЛИИ ЧАНЫШЕВОЙ:

Мое уголовное дело — политическое. Поэтому подсудимой я себя не чувствую. Я — политик, женщина, которую преследуют оппоненты-мужчины. Их имена: Путин и Хабиров.

Политик — это тоже профессия. Поэтому признавать вину для меня — это все равно что учительнице признать вину в том, что она — учительница, а врачу, что она — врач.

В политике я не одна. Как я сказала, есть оппоненты. Поэтому, чтобы сделать суждение о моей деятельности, важно знать контекст. И он вот какой.

Именно при Хабирове в Башкортостане стали нападать на гражданских активистов и защитников природы, региональную общественную организацию «Башкорт» признали экстремистской, посадили политика Дильмухаметова, председателя профсоюза медработников Орлова, адвоката Войцеха, арестовали депутата Чувилина. В Башкирии стало небезопасно жить всем, так как силовые методы борьбы Хабиров применил и к женщинам, которые выражают свою гражданскую позицию.

Сравните наши действия: петиции, огласка, жалобы, участие в мирных митингах и публичных слушаниях. А в ответ: слежка, обыски, похищения, аресты, тюрьма, силой выводят с публичных слушаний, краской обливают машину, подают миллионные иски для компенсации зарплат полицейских за работу на наших митингах. (…)

Когда я готовилась к «последнему слову», то прочитала «последние слова» десятерых человек. Вот их имена: Евгений Ройзман**, Владимир Кара-Мурза**, Дмитрий Иванов, Алексей Горинов, Андрей Пивоваров**, Иван Сафронов, Владимир Воронцов, Юрий Жданов, Илья Яшин** и, конечно, Алексей Навальный.

Это все сильные и умные мужчины, которых Путин успел осудить за те 1,5 года, что я нахожусь в заключении. Но Путин не пощадил и женщин: 6 лет колонии дали журналистке Пономаренко, ждет суда художница Скочиленко, преследуют театральных деятелей — Беркович и Петрийчук, несколько лет судили художницу Цветкову**, нейтрализовали политика Галямину**. И сколько еще имен талантливых и смелых женщин, которых посадили за свою позицию, остаются неизвестными.

И после всего этого бывший премьер-министр Дмитрий Медведев сидит на юридическом форуме и смеется над тем, что в правительстве России женщин меньше 25%, в отличие от правительства Египта. Значит ли это, что женщинам в нашей стране нет места в политике? Или доступ в эту профессию зависит от политических взглядов? Не является ли это дискриминацией? И к нашему стеклянному потолку мужчины во власти решили добавить еще и решетки на окнах?

Нарушение моих политических прав и прав моих сограждан носит последовательный характер. (…)

Ответьте на вопрос: живете ли вы сейчас лучше, чем жили 10 лет назад? Легче ли вам ходить в магазины, чем 10 лет назад? Чувствуете ли вы себя более безопасно, чем 10 лет назад? (…)

Ваша честь! Для меня вы — не только судья, но и мой избиратель. Во время процесса я рассказала вам о своих успехах. Поддержите меня как политика, как женщину, и я сделаю все возможное, чтобы избавить вас от незаконного давления исполнительной власти. Я продолжу бороться с коррупцией и беззаконием в нашей республике.

Ваша честь! Вы не только судья и избиратель, но и, как показал процесс, человек со своей позицией. Если вы посадите меня на 12 лет, то я уже не успею родить ребенка. Дайте мне шанс стать мамой.

Приговор огласят 14 июня.

* Организация признана судом экстремистской, ее деятельность запрещена в РФ.

** Внесены властями РФ в реестр «иностранных агентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow