специальный репортажОбщество

«Сына похоронил. Но осуждаю»

Константин Добровольский 43 года искал и хоронил останки погибших солдат Великой Отечественной. В этом году — похоронил сына-вагнеровца

«Сына похоронил. Но осуждаю»

Председатель координационного совета поисковых отрядов Мурманской области Константин Добровольский. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

«Пригласили выступить к 9 Мая на уроке «Своих не бросаем». Я отказался. Я знаю, как у нас никто не забыт. В 80-х останков было в тундре больше, чем грибов. Позор. И сейчас 80 лет с войны прошло, а мы все равно находим и хороним каждый год. «Никто не забыт!..»

Добровольский копает 43 года. Там, где на севере Мурманской области проходил фронт, поисковик каждое лето находит останки незахороненных погибших Великой Отечественной. За свою жизнь он похоронил 20 000 человек. За эти 43 года не было ни дня, чтоб Константин Алексеич, дядя Костя, как зовут его молодые поисковики, не думал о погибших на той войне.

К этому ежедневному горю добавилось новое. В этом году в цинке привезли ему сына-вагнеровца. Сергей погиб в Бахмуте. Отец был против его ухода в ЧВК и участия в СВО.

Вагончик стоит за кладбищем. На кладбище лежит почти 10 тысяч человек. В вагончике — вся жизнь Добровольского: не только летом, в сезон, но и зимой он приезжает сюда каждые несколько дней из Полярного — закрытого города на северо-западе Мурманской области. «Вот здесь — жизнь!» — восторженно описывает он звезды в морозном ночном небе над кладбищем.

В вагончике лежат кости в строительных мешках. Это солдаты, найденные за сезон. Похороны раз в год, в октябре, когда позволяет и дает денег местная власть. Хоронят «оптом»: на сотню найденных чиновники могут прислать 5–10 дощатых, обшитых красной тканью гробов — самых дешевых.

Поисковики Алексей Смолев и Константин Добровольский с журналистом «Новой» Татьяной Брицкой осматривают останки найденных солдат. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Поисковики Алексей Смолев и Константин Добровольский с журналистом «Новой» Татьяной Брицкой осматривают останки найденных солдат. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Кладбище называется «Долина Славы». В прошлом это был памятник культуры областного значения. Потом захоронения понизили в статусе до «достопримечательного места» и отдали на баланс района.

А начинали хоронить здесь поисковики самовольно в 80-е. Статьи о дискредитации еще не было, но интерес к потерям государство и тогда не одобряло, чиновники намекали, что энтузиасты под видом советских воинов хоронят немцев (советские герои же не могут в болотах лежать годами). И сейчас порой намекают. А немцев и правда находят, только хоронят отдельно.

«Валяться по тундре никто не должен. Перед ликом смерти все равны», —

поясняет философ Леша Смолев — добродушный великан, который вместе с Алексеичем ходит по тундре с металлоискателем и щупом. Немцев из гаража Добровольского до СВО раз в год аккуратно — по актам — забирала их родина. Теперь никаких контактов нет, до тех ли мертвых… И недавно эти кости закопали в отдельном месте и под отдельным крестом. Кто-то же должен заканчивать войну.

Еще поисковиков обвиняют во вскрытии захоронений — иначе, мол, откуда столько останков? Собственный грех власть признавать не любит, ищет других виноватых.

Добровольский говорит, что поднимает только тех, кого «похоронила природа»: в болото затянуло, дерево корнями обняло, камнями засыпало. А что до «гробокопательства», так это власти на себя бы обернуться.

Поисковик Константин Добровольский на мемориале «Долина Славы». Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Поисковик Константин Добровольский на мемориале «Долина Славы». Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Несколько лет назад в «Долине Славы» прошла огромная реконструкция. В результате плиты с именами над могилами попереставляли так, как понравилось чиновникам, — «симметрично». А то похоронили, понимаешь, как попало, никакого единообразия. Еще и родственники за много лет натаскали портретов своих прадедов к их могилкам, непорядок.

Портреты убрали, надгробия натыкали по линейке. Те, кто помнят, кого и где хоронили на самом деле, тогда возмущались, а чиновники, пытаясь потушить скандал, нелепо отпирались, что «расположение плит соответствует секторам захоронений» —

дескать, где-то в этом квадрате лежит ваш дед, чего возмущаться, кости же из могилы не доставали.

Переделывать не стали и по статье о вандализме не огребли, предусмотрительно перед реконструкцией сняв с кладбища охранный статус.

Дядя Костя тогда плакал и чертыхался. И хоронил новых и новых.

За несколько дней до того главный военный мемориал области уже насиловали любители улучшений за счет бюджета. Гранитные плиты, на которых высечены имена всех погибших здесь (и найденных, и нет), заменили новыми. Тысячу имен потеряли. Люди, у которых от деда, кроме этих букв на граните, ничего не осталось, жаловались везде. Чиновники пообещали плиты снова заменить. Но имена так и не вернулись (а если вернулись, то не все).

«Долина Славы» раньше звалась «Долина Смерти». Рядом проходил рубеж обороны советских войск. Погибло в этих местах 100 тысяч человек.

«Вот здесь линия фронта проходила». Константин вылезает из «нивы», идет на обочину. В 10 метрах от дороги земля изрыта окопами и воронками от бомб. Металлоискатель в руках Алексея пищит непрерывно: везде патроны и осколки.

«Искать надо везде! Иногда проходишь знакомое место — и вдруг находишь. Везде, где шли бои». Последняя находка Добровольского случилась накануне нашего приезда.

Константин Добровольский в одном из мест сражений Карельского фронта. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Константин Добровольский в одном из мест сражений Карельского фронта. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Сейчас костей в тундре меньше, чем 30 лет назад, когда поисковики только появились. Но все меньше шансов идентифицировать останки: записки в медальонах погибших все чаще нечитаемы — чернила выцветают, бумага рассыпается. Это значит, кто-то навсегда останется пропавшим без вести, хотя найден и похоронен.

Если записки прочитать можно, дядя Костя едет в архивы. Потом внуки приезжают на похороны дедов. Так было с первых дней, когда на высоте 258 близ долины обустраивали мемориал. Тогда хоронить приезжали вдовы — дожили, дождались.

Эту высоту штурмовали несколько раз — к каждому советскому празднику. Но немцы ушли отсюда совсем не скоро — при отступлении 1944 года. Там до сих пор укрепления горных егерей: траншеи идеальной геометрии, высеченные в скалах, блиндажи, купальня… Высота неприступная, штурмовали ее из низины. Когда дядя Костя впервые попал сюда, она была белой от неубранных костей солдат.

Три года позиционной войны.

По официальным данным, две тысячи советских солдат тут просто замерзли насмерть.

Это были свежие силы, которых направляли из тыла, из южных регионов. В апреле их привозили в летней форме, а здесь лютовала метель.

«Отовсюду слышу: «Победа! Победа!» Хватит, Остановитесь. Да, я копаю. Да, я хожу, хороню, но хватит. 80 лет нас пичкают войной: «Мы победили, мы победили!» Остановитесь. Война — это трагедия нашего народа», — говорит Константин.

Фрагмент памятника с копиями предсмертных записок солдат, чьи останки нашли и похоронили поисковики. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Фрагмент памятника с копиями предсмертных записок солдат, чьи останки нашли и похоронили поисковики. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

…Трагедия лично дяди Кости — Сережа. Сереже не исполнилось 42, когда он из колонии завербовался в «Вагнер». «Это билет в один конец», — сказал тогда сыну отец. Сын объяснял что-то про «фашистов». Это слово и вообще попытка натянуть символику Великой Отечественной на СВО Добровольского возмущает, как и любой ура-патриотизм.

Он слишком много хоронит, чтобы считать войну карнавалом, в который ее много лет превращала пропаганда: пилотки на младенцах, ленточки на бутылках водки, гимнастерки на стриптизершах…

«Если вы с фашистами боретесь, что ж вы все в масках? — бросает он. — Солдаты, которых мы здесь хороним, лиц не закрывали. «Русский мир», «Русский мир», «Русский мир»… А вы когда-нибудь слышали, ребята, чтоб говорили, допустим, шведы: «шведский мир» — или о «норвежском мире» от норвежцев слышали? Ведь этого нет? Я Сереге говорил: как ты можешь? Там же сестра твоя живет, в Житомире. Что у него в голове было тогда? Но я, знаете, думаю, создавая для заключенных невыносимые условия в колониях, они добиваются того, что люди куда угодно согласны записаться, чтоб выйти. А Сереге ведь всего два года оставалось…»

Сергей, погибший в Бахмуте сын Константина Добровольского. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Сергей, погибший в Бахмуте сын Константина Добровольского. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Когда Сергей погиб, отцу сообщили друзья. Похоронка пришла через месяц. Потом — тело. На мурманской «Аллее славы» хоронить отказался, увез домой. На памятнике хочет — журавлей своих любимых. Еще хочет хоть когда-нибудь попасть в Бахмут: встать на колени и просить прощения.

«Я как отец его похоронил. Все исполнил. Но я его осуждаю, — говорит дядя Костя, которого пацифистом сделала война — та, Великая. — Мне прислали фото снаряда и говорят: «А давайте напишем: «За Сергея Добровольского» — и запустим в украинскую сторону.

А я не хочу этого! Я не хочу, чтобы боль, которая пришла ко мне, явилась еще в какую-то семью. Как много в нашем народе оказалось ненависти и гнева к другим людям… Откуда это? А еще про атомную бомбу кричат. Что вы начали, когда еще тех не похоронили, кто 80 лет назад погиб?»

У дяди Кости звонит телефон. Он рассказывает кому-то, что, найдя очередного солдата, в архиве раскопал все о его роте, где троих расстреляли за дезертирство. А потом расстрел признали ошибочным: «Нахожу документ, что их ошибочно расстреляли. Как?! Кто подписывал приговор? Какой мудак? Стоят 21-летние пацаны, а их расстреливают. А потом оказывается, что незаконно. А тот, кто подписал, еще получил «Отечественную войну» первой степени. Нормально все…»

Константин Добровольский в своем вагончике. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Константин Добровольский в своем вагончике. Кадр из фильма «Иван-чай» документального проекта «Командировка»

Добровольский возвращается в вагончик, кипятит закопченный чайник, наливает кипяток в стакан с подстаканником. На полке — десятки лампадок, какие ставят на могилы. На стене — инструкция по эксгумации. За этот сезон он успеет найти еще сотню человек. Похороны — в октябре, перед первым снегом.

«Найти и похоронить всех мы уже не успеем — время, останки разрушаются. Я насчет того, что война не окончена, пока последний солдат не похоронен, вот что скажу: для нашего народа война не закончится никогда».

Читайте также

Ядерный электорат

Что думают о ядерной войне люди, пережившие испытания оружия массового поражения. Репортаж из сел, расположенных рядом с полигонами

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow