КомментарийОбщество

Да хоть голос сорвите…

За последние несколько лет Госдума меняла избирательный закон 9 раз. И вот что получилось

Да хоть голос сорвите…

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Предстоящие в сентябре в стране региональные и муниципальные выборы охватят 85 из 89 регионов России. В двадцати одном будут выбирать губернаторов, в двадцати — региональные парламенты, в остальных пройдут муниципальные выборы.

Все эти выборы состоятся в условиях очередного масштабного изменения избирательного законодательства: Госдума, заехавшая на Охотный Ряд после выборов осени 2021 года, меняла правила выборов девять раз.

Изменения коснулись практически всех этапов избирательного процесса.

И не сказать чтобы в лучшую сторону.

Ограничения избирательного права

Для начала от любого участия в избирательном процессе решительно отстраняются «иностранные агенты».

Те, кого Министерство юстиции включит в свой «реестр», без всякого суда поражаются во многих избирательных правах. Они могут выдвигаться и избираться (указывая во всех предвыборных материалах свой «иноагентский» статус), но они не вправе «осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях». Кроме того, они не могут быть членами избирательных комиссий любого уровня и не могут вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и партий.

Для примера: если «иноагенты» являются членами соответствующей партии, то не могут быть делегатами съездов или конференций, которые выдвигают списки и кандидатов, не могут участвовать в предвыборной агитации, не могут публично обсуждать проведение избирательной кампании, не могут оказывать помощь и поддержку кандидатам и партиям, и так далее и тому подобное.

С учетом того, как легко и, по сути, произвольно Минюст включает граждан в «иноагентские» списки, возможности для отстранения «неугодных» от участия в избирательной кампании открываются почти безграничные.

И еще о возможности участия в кампании: раньше избираться не могли «осужденные за преступления экстремистской направленности», имеющие неснятую и непогашенную судимость. Теперь они не смогут избираться еще в течение пяти лет после погашения или снятия судимости.

Избирательные участки

Меняются принципы образования избирательных участков: раньше численность избирателей, зарегистрированных на участке, не должна была превышать 3 тысячи человек, теперь в городах федерального значения и административных центрах субъектов Федерации это ограничение (по согласованию с региональным избиркомом и ЦИК) снимается, при этом «верхняя планка» численности вообще не установлена.

Председатель ЦИК России Элла Памфилова. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Председатель ЦИК России Элла Памфилова. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

На практике это, конечно, может привести к усложнению наблюдения за выборами — при большем числе избирателей на участке это становится труднее, между тем именно в городах федерального значения и региональных «столицах» наблюдатели, как правило, более активны.

Правда, число наблюдателей на участке (и это касается не только крупных городов), которых может назначить партия или кандидат, увеличивается с двух до трех, что может частично компенсировать «укрупнение» участков.

Более серьезное новшество, которое касается избирательных участков — возможность их образования (по решению регионального избиркома) «за пределами территории субъекта Российской Федерации, где такие избиратели обладают активным избирательным правом».

Особенности образования таких участков, составление списков избирателей и протоколов об итогах голосования будет устанавливать ЦИК.

С одной стороны, эти «экстерриториальные участки» вводят, чтобы приписать к ним беженцев, уехавших из «новых регионов» во время боевых действий, но формально зарегистрированных по прежним адресам.

А с другой стороны, как уже заявила глава ЦИК Элла Памфилова,

на «экстерриториальных участках» в сентябре в «новых регионах» смогут голосовать военные, находящиеся в зоне боевых действий (но голосовать они будут на выборах в тех регионах, где проживают).

Как все это будет сделано технически — большой вопрос, но ясно, что на всех этих «экстерриториальных участках» трудно будет всерьез говорить о каком-либо контроле или наблюдении. Что резко увеличивает простор для фальсификаций.

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Избиратели

Новации ждут нас и при составлении списков избирателей.

Теперь паспортные данные избирателей могут быть сразу напечатаны в соответствующих списках вместе с фамилиями, именами и отчествами (сейчас они вписываются вручную членом комиссии, выдающим избирательный бюллетень).

Казалось бы, хорошо — экономия времени. Но на самом деле это существенно облегчает фальсификации:

куда проще проголосовать за другого человека (например, в рамках так называемой «карусели»), не надо искать его паспортные данные и вносить их в списки. То же самое касается и голосования на дому, которое все чаще служит удобным инструментом для фальсификаций.

Избирательные комиссии

Иначе, чем сейчас, будут работать избирательные комиссии.

Главное изменение — больше не будет членов участковых, окружных и территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, они останутся только в ЦИК и региональных избиркомах.

Это резко сокращает возможности контроля за выборами со стороны политической оппозиции, главным образом — на избирательных участках во время голосования и подсчета.

Теоретически оппозиционные партии могут предложить своих кандидатов для назначения членами комиссий (в том числе участковых) с правом решающего голоса. А практически, как рассказывала «Новая газета», делается все, чтобы не назначить представителей оппозиции в участковые комиссии (так, в Петербурге есть целые районы, где в июне в участковые комиссии не был назначен ни один кандидат, направленный «Яблоком», имеющим фракцию в Законодательном собрании и преимущественное право на включение в состав комиссий).

Что касается членов комиссий с правом совещательного голоса, то ранее их назначению власти не могли воспрепятствовать — любая партия, выдвинувшая зарегистрированных кандидатов или списки, и любой зарегистрированный кандидат имели право назначить «своего» члена комиссии с правом совещательного голоса.

Этого члена комиссии нельзя удалить с избирательного участка, который имеет право доступа ко всем документам избирательной комиссии и может присутствовать при подсчете голосов (он не вправе выдавать бюллетени, не может участвовать в подсчете голосов и не имеет права голоса при принятии комиссией решений).

Практика выборов, на которых предпринимались попытки фальсификаций, показывает, что члены комиссий с правом совещательного голоса от оппозиции — кость в горле у фальсификаторов, очень часто они реально препятствовали нарушениям.

И вот от ненужных свидетелей электоральных преступлений решили избавиться самым простым путем — ликвидировать этот статус.

Когда в Госдуме принимали соответствующие поправки, их авторы уверяли, что отмена членов комиссий с правом совещательного голоса компенсируется правом назначения третьего наблюдателя — но это никакая не «компенсация», потому что полномочия наблюдателя значительно меньше, чем у члена комиссии с совещательным голосом, и его можно в любой момент удалить с участка, придравшись к тому, что он якобы во что-то «вмешивается».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Регистрация

Если говорить о регистрации кандидатов, то здесь нас ждет, пожалуй, единственное положительное изменение законодательства, которое я бы не постеснялся назвать «поправкой имени Вишневского», памятуя опыт выборов 2021 года, где против меня были выставлены еще два «Бориса Вишневских», перед выборами сменивших имена и фамилии, а также и внешность для плаката на избирательном участке.

Теперь в законе для борьбы с такими «двойниками» написано, что если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в избирательном бюллетене также указываются его прежние фамилия, или имя, или отчество. Что, конечно, снижает влияние искусственных «двойников».

Электронное голосование

Но зато на этих выборах нас, что называется, в полный рост ждет «дистанционное электронное голосование» (ДЭГ). Решение о том, проводить его или нет, в каждом регионе принимает соответствующий избирком по согласованию с ЦИК.

ДЭГ — как не раз демонстрировалось — позволяет «странным» образом изменить результаты выборов на противоположные реальной воле избирателей

(самый яркий пример — именно таким путем лишили победы «яблочника» Сергея Митрохина на думских выборах 2021 года, когда вчистую выиграв голосование бюллетенями, он проиграл провластному кандидату при добавлении результатов «электронного»).

ДЭГ, как обоснованно говорят почти все независимые от власти эксперты и как рассказывала в январе 2022 года «Новая газета», не обеспечивает тайны голосования, не дает никаких гарантий того, что все его участники существуют в реальности (а не являются «ботами», сгенерированными теми, кто имеет доступ к системе), не допускает общественного контроля за ходом и подведением итогов голосования и не дает оснований верить, что система не подвержена внешнему воздействию в целях изменения результатов голосования на нужные властям.

«Схватить за руку» при воровстве голосов или их «вбрасывании» практически невозможно: при использовании ДЭГ ничего нельзя ни проверить, ни пересчитать.

Более того: физически нечего «пересчитывать» — потому что в законе специально прописано, что невозможно установить связь между персональными данными избирателя и результатом волеизъявления.

И даже сам избиратель не сможет потом проверить, как «электронно» зачтен его голос — никаких доказательств у него не остается.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Общественный контроль

Но даже если ДЭГ и не используется, в нынешней редакции избирательного законодательства резко сокращаются возможности для общественного контроля при голосовании и подсчете.

  • Во-первых, это связано с упомянутой отменой членов участковых, окружных и территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
  • Во-вторых, если раньше при подсчете голосов могли присутствовать любые представители СМИ (и нередко они помогали зафиксировать нарушения и предавать их огласке), то теперь присутствовать смогут только те, кто работает в СМИ по трудовому договору, то есть состоят в штате редакции. А «нештатники», в том числе — работающие по гражданско-правовому договору или на иных основаниях, от наблюдения за подсчетом будут отстранены. При этом «нештатников» в СМИ (особенно в независимых, не имеющих возможность держать большой штат) сегодня большинство, и вполне понятно, к чему приведет такое ограничение: свидетелей фальсификаций станет еще меньше.

Но этим авторы изменений избирательного законодательства не ограничиваются: теперь устанавливается, что полномочия доверенных лиц кандидатов прекращаются «одновременно с прекращением агитационного периода».

А поскольку агитационный период заканчивается «в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования», это означает, что доверенные лица кандидатов не смогут присутствовать при подсчете голосов и получать протоколы об итогах голосования. И «ненужных свидетелей» станет еще меньше…

Военное положение

Наконец, последний блок изменений касается выборов в «новых регионах», где введено военное положение.

Раньше — и это выглядит вполне логичным — ни о каких выборах в условиях военного положения и речи быть не могло, и это было прямо записано в законе. Действительно, какие выборы и какая избирательная кампания, когда официально запрещены митинги, пикеты и другие публичные акции, ограничена свобода передвижения и введена военная цензура? Не говоря уже о том, что на части «новых регионов» идут боевые действия?

Но поставлена политическая задача — во что бы то ни стало легализовать власть в «новых регионах».

И во имя решения этой задачи разрешено — с согласия ЦИК, Минобороны и ФСБ — провести там выборы. С отклонением от общих норм избирательного законодательства — в частности, голосовать можно по предъявлению не только паспорта, а практически любой бумажки, ранее выданной властями «новых регионов».

Понятно, что трудно говорить в таких условиях о реальных, «прозрачных» и честных выборах и об общественном контроле за ними, но этим никто и не заморачивается:

нужный результат будет оформлен и записан в протоколы, а кто недоволен — пожалуйста, в суды тех же «новых регионов». С заранее известным результатом…

…Да, не в первый раз правила выборов подгоняют под желаемый властям результат. Но давно уже это не делали так откровенно.

Возникает закономерный вопрос: есть ли смысл — как для граждан, так и для политиков (это не относится к пяти «партиям Путина в разных костюмах», сидящим в Госдуме, и почти неотличимым друг от друга) — участвовать в таких выборах?

Конечно, каждый сам для себя отвечает на этот вопрос.

Но нельзя сегодня не заметить, с каким сильнейшим раздражением власти в разных регионах реагируют, например, на избирательную кампанию кандидатов от «Яблока», идущих под одним и тем же лозунгом «За мир и свободу!» и представляющих альтернативу политике властей.

Между тем эту позицию — даже по самым лояльным соцопросам — поддерживает немалое число граждан. И в этом власть видит для себя реальную опасность.

И вот в Екатеринбурге кандидату от «Яблока», 21-летней Елизавете Казанцевой открыто угрожают насилием, при помощи ножей и болторезов уничтожают партийные плакаты и баннеры. А в Великом Новгороде власти отказываются согласовывать пикеты «Яблока», изымают газету «Я за мир!» и демонтируют рекламные стенды у подъездов, чтобы не допустить расклейки «яблочных» плакатов.

Это значит, что

власть отчаянно стремится не допустить на выборах представления альтернативы ее политике. Как посмели, если с самого «верха» уверяют, что общество сплотилось воедино и все партии поддерживают СВО? Значит, ничто не должно нарушать эту стройную картину…

На этих выборах альтернатива тем не менее есть.

И выборы пока остаются единственным безопасным способом для граждан поддержать эту альтернативу и заявить о несогласии с происходящим.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow