СюжетыПолитика

Конец СВО обсуждают всем миром

Обзор публичных инициатив по завершению российско-украинского конфликта переговорами: от Кремля, Киева, Евросоюза, Китая, Африки, и даже — Ватикана

По мере затягивания военной операции России в Украине, с переходом СВО в состояние, которое в Европе называют войной на истощение, с нарастающими последствиями для всего мира ее уже мало кто рассматривает как локальный или даже региональный конфликт. Отсюда и стремление к тому, чтобы как можно скорее остановить «все это».

Российско-украинские переговоры в Стамбуле. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Российско-украинские переговоры в Стамбуле. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Пока ни один оглашенный план или инициатива не выходят дальше общих принципов. А воюющие стороны и союзники трактуют их по-разному или расплывчато. Конкретных предметов компромисса никто из официальных лиц вслух не предлагает. Разве что на условии анонимности и то под возгласы недоумения или улюлюканье с разных сторон.

Обстановка на фронте не созрела до того, чтобы вынудить противников встретиться под белыми флагами. Одни полагаются на силу, другие — на справедливость. Готовы умирать и убивать.

Поначалу не было и не могло быть мирного плана. Спецоперация не предполагала компромисса. Были только поставленные цели и требования. Даже не к киевским государственным властям, а напрямую к украинцам и их вооруженным силам. Мир с разной степенью настороженности следил за происходящим, а «коллективный Запад» мобилизовал всевозможную помощь Украине, с тревогой оценивая вероятность ядерной войны.

Президент России Владимир Путин в обращении перед началом военных действий 24 февраля 2022 года заявил, что Москва будет стремиться к «демилитаризации и денацификации» Украины, призвал украинских солдат сложить оружие и потребовал предать суду тех, кто совершил преступления, в том числе против граждан России. Оккупация украинских территорий, как он заверил, в планы Москвы не входила. Но он поставил это обещание в зависимость от «права народов на самоопределение». Понятно, как они «самоопределятся» после военной победы России.

Цели и требования СВО были подкреплены ритуальными страхами о приближении НАТО к российским границам, а в переводе — досадой за утрату сферы влияния, полученной как приз за жертвы и вклад в победу над нацизмом в 1945 году (заметим, всеми народами СССР). Президент России не упустил случая воспользоваться опрометчивым заявлением своего украинского коллеги, который на конференции в Мюнхене напомнил о том, как Киев расстался с ядерным статусом. Это стало рефреном пропагандистской машины России.

Несостоявшийся договор

Первые попытки договориться о прекращении огня были предприняты украинской стороной, когда ее войска под натиском превосходящих сил отступили на протяженной линии фронта и бои шли в пригородах Киева. 16 марта 2022 года Михаил Подоляк, переговорщик от Украины, объявил, что мирные переговоры пойдут на основе плана из 15 пунктов. План включал отвод российских войск с передовых позиций в Украине, а также международные гарантии безопасности и военной поддержки Киеву на случай, если Россия возобновит военные действия. В обмен

Турецко-российско-украинские переговоры в Belek Regnum Carya Hotel. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба (второй справа) во время переговоров. Фото: Дмитрий Азаров/ Коммерсантъ

Турецко-российско-украинские переговоры в Belek Regnum Carya Hotel. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба (второй справа) во время переговоров. Фото: Дмитрий Азаров/ Коммерсантъ

Киев предлагал, что Украина не будет стремиться к членству в НАТО. Россия продолжала настаивать на признании Крыма в ее составе, независимости Луганской и Донецкой «народных республик», а также «демилитаризации» и «денацификации» Украины.

В ходе переговоров, которые велись с 28 февраля до начала апреля в несколько туров в разных местах и на разных уровнях (вплоть до глав МИД), удавалось договориться о конкретных вещах в основном гуманитарного свойства, но принципиальные позиции не сближались и даже расходились под влиянием поворотов ситуации на фронте.

Больше чем через год, 13 июня 2023 года, Путин в Санкт-Петербурге показал африканским лидерам документ, якобы согласованный 29 марта 2022 года и парафированный в Стамбуле. Некоторые его положения глава российской делегации Владимир Мединский назвал еще тогда, но проект никогда не был опубликован.

Что было в согласованной, но не подписанной стамбульской бумаге?

Владимир Мединский. Фото: соцсети

Владимир Мединский. Фото: соцсети

По Мединскому:

  • Украина отказывается от стремления вернуть Крым и Донбасс военным путем;
  • гарантии безопасности, которые получит Украина (от западных союзников), не распространяются на территорию Крыма и Донбасса;
  • Украина провозглашается постоянно нейтральным государством, защищенным международно-правовыми гарантиями;
  • Украина хотела бы, чтобы Россия не возражала против вступления страны в ЕС.

Члены украинской делегации более подробно рассказали о том, на что готов пойти Киев:

  • обсуждать вопросы Крыма и Донбасса отдельно и зафиксировать в договоре позиции Украины и России по Крыму, в течение 15 лет провести двусторонние переговоры о статусе Крыма и Севастополя. Проблема Донбасса должна решаться на уровне президентов России и Украины;
  • указать в договоре, что в течение этих 15 лет страны не будут использовать вооруженные силы для решения проблемы Крыма (Киев при этом по-прежнему не признает суверенитета России над Крымом);
  • Украина готова согласиться на внеблоковый и неядерный статус при наличии четких гарантий от ряда стран. Она обязуется не вступать в военно-политические союзы;
  • международные военные учения на территории Украины могут проводиться только при согласии стран-гарантов;
  • решение по договору о гарантиях должно быть принято на всеукраинском референдуме;
  • гарантами могли бы стать Великобритания, Китай, США, Турция, Франция, Канада, Италия, Польша и Израиль. Некоторые страны уже дали на это предварительное согласие;
  • по словам члена украинской делегации Давида Арахамии, в соответствии с Венской конвенцией договор, заключенный под давлением, не считался бы действительным, поэтому его нужно заключать после отвода войск;
  • Мединский обещал украинцам, что Россия рассмотрит украинские предложения, о них будет доложено Владимиру Путину.
Реджеп Эрдоган. Фото: Википедия

Реджеп Эрдоган. Фото: Википедия

По словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана непосредственно после той стамбульской встречи:

  • Украина готова согласиться на 4 из 6 требований России;
  • она готова отказаться от членства в НАТО и сделать русский язык вторым официальным языком;
  • Украина не готова признать российскую принадлежность Крыма или контролируемых Россией частей Луганской и Донецкой областей;
  • Украина предложила принять нейтральный статус в обмен на гарантии безопасности, равноценные тем, что обеспечивает статья 5 Устава НАТО;
  • предложения также включали 15-летний период консультаций о статусе Крыма и возвращение всех российских войск на позиции, которые они занимали до начала СВО.
Владимир Путин. Фото: Википедия

Владимир Путин. Фото: Википедия

По словам Путина больше года спустя в Санкт-Петербурге:

  • Россия и Украина в тот день пришли к «хорошему соглашению о том, как урегулировать сложившуюся ситуацию мирным путем», но потом украинцы «отбросили его» после отвода российских войск от Киева;
  • Украина дала согласие на «пресечение неонацизма» в Украине за счет «введения соответствующих ограничений в законодательство Украины», но этого не произошло;
  • документ назывался «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины»;
  • после отвода российских войск из Киевской и Черниговской областей Украина от договора отказалась и «выкинула [его] на свалку истории»;
  • к договору из 18 статей были приложения, которые касались вооруженных сил и других вещей: «все прописано — до единиц боевой техники и до личного состава».

Такой подробный бэкграунд о российско-украинских переговорах необходим, чтобы понять смысл международных миротворческих проектов и их перспектив, возможных точек международного давления на стороны.

Если верить тому, как был представлен несостоявшийся стамбульский документ, то это была кульминационная точка сближения позиций Москвы и Киева. Причем Киев по итогам первого месяца СВО находился в заведомо слабой позиции. Последовавшие «мирные планы», которые исходят извне, предлагают пути к миру в более общем виде.

Успехи украинцев с возвращением контроля над территориями под Киевом, в Харьковской области и в Херсоне, а также очевидный патриотический настрой украинского общества и рост поддержки Запада воодушевляли и давали киевским политикам повод не соглашаться «бесплатно» на условия Москвы.

Мирного плана, который обе стороны согласились бы положить в основу дальнейших переговоров, так и не получилось. Даже под влиянием европейских и других международных посредников, которые совершали челночные поездки между Киевом и Москвой.

Уже в середине апреля переговоры с Украиной зашли в тупик. В июльском интервью российским государственным СМИ министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал, что компромисс невозможен и даже Донбасса недостаточно, поскольку «география изменилась». В состав России включены Херсонская и Запорожская области.

После этого президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина не будет вести мирные переговоры с Россией, пока Путин остается президентом. К концу года стало ясно, что они вряд ли возможны в обозримой перспективе и стороны ориентируются на военное решение.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

«Формула мира» Зеленского

На прошлогоднем ноябрьском саммите «Большой двадцатки» (G20) Зеленский впервые выдвинул свои условия урегулирования, известные как «формула мира». С того момента он активно продвигает свой план из 10 пунктов, обсуждая его, в частности, с президентом США Джо Байденом и призывая мировых лидеров провести «Глобальный саммит мира» на его основе. Авторы плана упирают на глобальные последствия военного кризиса, чтобы воздействовать на широкий круг стран мира, в том числе на те, которые далеко от конфликта, имеют дружественные отношения с Россией или нейтральны. Вот как выглядят эти пункты в изложении:

«Формула мира» Зеленского
  1. Радиационная и ядерная безопасность, внимание к восстановлению безопасности вокруг крупнейшей в Европе Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС), которая попала под контроль России.
  2. Продовольственная безопасность, включая обеспечение экспорта зерна из Украины в беднейшие страны мира (и на мировой рынок).
  3. Энергетическая безопасность с упором на ценовые ограничения на российские энергоресурсы, а также помощь Украине в восстановлении ее энергетической инфраструктуры.
  4. Освобождение всех военнопленных и депортированных, в том числе детей, вывезенных в Россию.
  5. Восстановление территориальной целостности Украины и ее подтверждение Россией в соответствии с Уставом ООН, что, по словам Зеленского, «не подлежит обсуждению».
  6. Вывод российских войск и прекращение боевых действий, восстановление государственной границы Украины с Россией.
  7. Правосудие, в том числе создание специального трибунала для уголовного преследования предполагаемых военных преступников.
  8. Предотвращение экоцида, необходимость охраны окружающей среды с упором на разминирование и восстановление очистных сооружений.
  9. Предотвращение эскалации конфликта и построение архитектуры безопасности на евроатлантическом пространстве, включая гарантии для Украины.
  10. Подтверждение окончания военных действий, в том числе подписание сторонами соответствующего документа.
Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: Zuma / TASS

Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: Zuma / TASS

Российская сторона отвергла эту формулу как неприемлемую. 28 декабря Лавров заявил, что мирные переговоры с Украиной возобновятся только в том случае, если та признает суверенитет России над «новыми территориями».

Запад: курс на военное решение

Евросоюз и вообще условный Запад жестко осудили СВО сразу после ее начала, а после того как переговоры между представителями Москвы и Киева зашли в тупик, определенно взяли курс на военное решение. До тех пор, пока этим курсом следует Киев. Столько, сколько потребуется. Они стали принимать, одно за другим, решения о наращивании военной помощи Украине.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности ЕС Жозеп Боррель, который 9 апреля 2022 года вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен совершил блиц-визит в Киев, написал в серии сообщений в Twitter: «Эта (…) должна быть выиграна на поле боя». С тех пор официальный ЕС, какие бы мнения ни высказывали отдельные политики и политические партии, придерживается этой линии. То есть

решение должно быть достигнуто за столом переговоров, но только когда этого захочет Киев и на приемлемых для него условиях.

Любые, в том числе исходящие с Запада предложения пойти на территориальные уступки Киев отвергает. Зеленский осудил идею столетнего ветерана американской дипломатии Генри Киссинджера, который в 1973 году получил Нобелевскую премию мира за то, что вывел США из войны во Вьетнаме. Тот предложил, чтобы Украина передала России контроль над Крымом и Донбассом в обмен на мир. Украина также отвергла мирный план, предложенный Мексикой, который содержал территориальные уступки.

Cаммит ЕС. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль (слева направо). Фото: Zuma / TASS

Cаммит ЕС. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль (слева направо). Фото: Zuma / TASS

ООН по Уставу не может

Международные последствия затянувшихся военных действий, санкций и контрсанкций углублялись, наносили все больший ущерб мировой экономике и ломали миропорядок, а потому заставили зашевелиться третьи страны, которые сначала рассчитывали отсидеться и называли происходящее внутренним спором Украины и России или столкновением России и Запада. Но уже не работали отговорки типа «мы живем как жили, поэтому сохраняем нейтралитет, а они пусть разбираются сами».

На уровне универсальной организации, которой является ООН, мирный план выработать не представилось возможным в основном потому, что одним из пяти постоянных членов ее Совета Безопасности, имеющих право вето, является Россия. Резолюция СБ ООН от 27 февраля 2022 года констатировала, что отсутствие единогласия среди членов СБ «мешает восстановлению правопорядка и мира». В таком случае, по Уставу, следует ориентироваться на Генеральную Ассамблею. За это проголосовали 11 членов СБ, воздержались Китай, Индия и ОАЭ, против, естественно, выступила Россия.

Генеральная Ассамблея приняла за 2022 год две резолюции, призывавших Россию прекратить боевые действия и вывести войска из Украины. На специальной сессии 23 февраля 2023 года, в годовщину начала СВО, она приняла третью аналогичную резолюцию. Она подтвердила приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ, потребовала от Российской Федерации немедленно, полностью и безоговорочно вывести все свои вооруженные силы с этих территорий, привлечь к ответственности виновных в совершенных на территории Украины преступлениях путем проведения надлежащего, справедливого и независимого расследования и т.д.

Генсек ООН Антониу Гутерриш. Фото: Википедия

Генсек ООН Антониу Гутерриш. Фото: Википедия

За резолюцию проголосовала 141 из 193 стран — членов ООН, то есть почти три четверти. 32 государства воздержались. Против резолюции, то есть «за Россию», кроме нее самой, голосовали шесть. Но резолюции Генассамблеи носят рекомендательный характер, а Совбез так и не родил никакого плана.

Генсек ООН Антониу Гутерриш еще в конце прошлого года без тени надежды признал, что шансы на мирные переговоры в ближайшее время малы. А потом недвусмысленно осудил российскую СВО, назвав ее «оскорблением коллективной совести мира». В мае он сказал, что мирные переговоры «невозможны в данный момент», потому что Россия и Украина «полностью поглощены этой (…)» и «убеждены, что они могут победить».

«Умеренные» в Европе умывают руки

Какое-то время посредничества между Россией и Украиной еще ожидали от «умеренных» в критике России европейских лидеров, скептически относившихся к идее вступления Украины в НАТО. Первым, кто прилетел в Москву вскоре после начала СВО и встретился с Путиным, был канцлер нейтральной Австрии Карл Нехаммер, но содержание встречи не разглашалось, и эта линия не получила продолжения.

Президент РФ Владимир Путин и президент Франции Эмманюэль Макрон во время встречи в Кремле. Фото: пресс-служба президента РФ / ТАСС

Президент РФ Владимир Путин и президент Франции Эмманюэль Макрон во время встречи в Кремле. Фото: пресс-служба президента РФ / ТАСС

Французский президент Эмманюэль Макрон, который побывал в Москве всего за две недели до начала СВО, когда атмосфера уже была накалена, заявил на пресс-конференции после встречи с Путиным, что России за последние 30 лет действительно были «нанесены травмы» в сфере безопасности. И нужно обсуждать, как их преодолеть. А 3 апреля, когда российские войска уже вели бои в Украине, он сказал на телевидении TF1, что сделал все возможное, чтобы предотвратить это, «обсуждая с Владимиром Путиным». Именно поэтому он (в отличие от других западных лидеров и, в частности, президента США Джо Байдена) продолжит разговаривать с Путиным, чтобы «обсудить гуманитарные условия и сохранить АЭС». Надо «найти согласие в наших разногласиях, — пояснил он. — Мы должны готовиться к миру». Несмотря на то что голос Франции иногда звучал диссонансом в хоре «коллективного Запада», Макрон в своих поисках не смог найти алгоритм выхода к миру.

В феврале 2023 года на конференции по безопасности в Мюнхене он открыто обвинил Россию, но все же оговорился, что не согласен с теми (на Западе), кто хочет «прежде всего сокрушить Россию». Это «никогда» не будет «позицией Франции». А в конце мая в Братиславе так сформулировал свое видение мира. По его словам,

мир в Украине и в Европе «не может быть просто прекращением огня», фиксацией положения вещей. Это было бы «равнозначно воссозданию замороженного конфликта и в некотором роде подтверждало бы захват территорий, противоречащий всем принципам международного права».

Возможен только один мир: при уважении международного права, при выборе условий потерпевшей стороной, при надежных гарантиях. В тот момент Макрон надеялся, что после заявленного контрнаступления украинцев можно будет «снова посадить всех за стол переговоров и построить прочный мир на условиях, выбранных Украиной и уважающих международное право».

Француз допустил, что прежде чем созреет такая возможность, военные действия могут продолжаться еще долго. Общественное мнение западных стран должно оставаться в состоянии, «позволяющем поддерживать Украину в долгосрочной перспективе в конфликте высокой и средней интенсивности».

Мирный план Поднебесной

Все ждали анонсированного руководством КНР варианта, при составлении которого китайские дипломаты на высоком уровне консультировались с российскими и украинскими. Глобальный вес Китая, который считается сильнейшим союзником России в противостоянии с Западом, важен для оценки договорного решения военного кризиса в Европе.

Пятое пленарное заседание 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва в Пекине. Фото: Andy Wong

Пятое пленарное заседание 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва в Пекине. Фото: Andy Wong

Но китайский план, опубликованный 24 февраля 2023 года, оказался набором общих принципов без указания путей преодоления ключевых причин, по которым стороны готовы воевать до конца. Текстом с характерными для восточной дипломатии и знакомыми нам из советских времен иносказаниями и умолчаниями.

«Мирный план» Китая включает в себя 12 принципов, которые, по убеждению авторов, должны способствовать окончанию военной операции РФ против Украины. Слово «***» в документе не упоминается, вместо него используются слова «конфликт» и «украинский кризис».

Умалчивается несогласие Украины с присоединением ее территорий к России и не критикуются вообще никакие действия РФ. Но содержится обезличенная мантра о том, что «суверенитет, независимость и территориальная целостность всех стран должны быть эффективно защищены».

Иносказательный и туманный смысл несет призыв к отказу от «менталитета холодной войны». А также тезис о том, что «безопасность страны не должна обеспечиваться за счет других», который был использован российскими дипломатами в декабрьском (2021 года) ультиматуме западным партнерам, подготовившем СВО. Как и недопустимость «усиления или расширения военных блоков». Только после этого Пекин называет прекращение боевых действий (на каких рубежах?) и возобновление мирных переговоров. И призывает решить гуманитарный кризис, чего он не представляет без снятия санкций с России. Ответственность за «постконфликтное» восстановление в неназванных «зонах конфликта» ни на кого не возлагается, а поддержку в этом восстановлении, по мнению авторов документа, должно оказать «мировое сообщество». Китай готов помочь.

В мае 2023 года

европейские официальные лица раскритиковали мирный план Китая как попытку «заморозить» конфликт и расколоть Запад, настаивая на безусловном прекращении огня в Украине. Единственным конкретным позитивом прозвучало резкое осуждение Пекином угроз применения ядерного оружия.

На Западе это оценили на фоне усиления ядерной риторики в связи с военными действиями в Украине.

Украина заявила, что готова принять Китай в качестве посредника в мирных переговорах только в случае, если Пекин сможет убедить Россию уйти со всех присоединенных к ней территорий Украины. Таким образом, 12 пунктов «мирной инициативы» Китая недостаточны, чтобы видеть этого азиатского гиганта в роли брокера.

Африка хочет хлеба и мира

На фоне угрозы мирового продовольственного кризиса в связи с проблемами вывоза украинского зерна из черноморских портов продолжением и расширением военных действий в Украине обеспокоились страны Глобального Юга, прежде всего Африки. Инициативная группа африканских стран подготовила свой мирный план, и делегация в составе высокопоставленных представителей ЮАР, Египта, Сенегала, Конго-Браззавиля, Коморских островов, Замбии и Уганды в июне 2023 года привезла его сначала в Киев, а потом в Москву.

Мирная инициатива стран Африки состояла из 10 пунктов. Она включала скорейшее начало переговоров и деэскалацию конфликта с обеих сторон (без уточнения, что это значит), освобождение всех военнопленных и возвращение всех украинских детей, вывезенных Россией на подконтрольные ей территории. И конечно, подчеркивалась необходимость сохранения зерновой сделки, которая особенно важна для этих стран. Форма «гарантий безопасности для всех сторон» конкретно не прописана, как и ответственность за «постконфликтное восстановление».

В Киеве приветствовали миссию африканских лидеров, но министр иностранных дел Кулеба предупредил, что любая мирная инициатива должна уважать территориальную целостность Украины, не должна подразумевать, даже между строк, какую-либо уступку украинской территории, и любой мирный план не должен вести к замораживанию конфликта.

А президент Зеленский напомнил африканцам на встрече с ними, что мирные переговоры возможны только после того, как Москва выведет свои войска со всех занятых ими территорий.

Президент ЮАР Сирил Рамафоса во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Президент ЮАР Сирил Рамафоса во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Встреча Путина с лидерами африканских стран состоялась в Санкт-Петербурге 17 июня. Возглавлявший делегацию президент ЮАР Сирил Рамафоса сказал президенту России, что «(…) должна закончиться». Путин ожидаемо отверг мирный план, основанный на подтверждении международно признанных границ Украины. Он отверг также прекращение огня и начало мирных переговоров с Украиной из-за продолжающегося контрнаступления Украины: «Мы не можем прекращать огонь, когда нас атакуют».

Клуб «миролюбивых многополярников»

Президент Бразилии Лула да Силва с момента своей инаугурации в январе нынешнего года сделал одним из своих внешнеполитических приоритетов содействие мирному решению в Украине. Это принесло бы ему лавры того, кто вывел южноамериканского гиганта из внешнеполитической спячки. Сторонник многополярного мира, Лула сначала пытался заручиться поддержкой Байдена во время визита в Вашингтон, потом использовал свой государственный визит в Китай. У Лулы нет детального плана, но есть убежденность в том, что коллективные усилия группы миролюбивых стран могут способствовать прекращению боевых действий. Речь идет о немедленном прекращении огня на месте, все вовлеченные стороны работают над мирным планом.

Президент Бразилии Лула да Силва. Фото: AP / TASS

Президент Бразилии Лула да Силва. Фото: AP / TASS

Бразилия — далеко не единственная страна, выдвигающая мирные предложения. Чем она хуже Китая, Турции и других, которые также стремятся стать посредниками?

Идея Лулы состоит в том, чтобы создать группу стран, которая, возможно, включала бы Индию, Китай и Индонезию, для посредничества в переговорах, поскольку усталость от происходящего начинает охватывать многие части мира.

Министр обороны Индонезии Прабово Субианто более конкретен. Он предложил мирную инициативу на саммите по безопасности Шангри-Ла Диалог 3 июня 2023 года в Сингапуре. Многосторонний мирный план включал прекращение огня и создание демилитаризованной зоны, которую будут контролировать миротворческие силы ООН, а также референдум под эгидой ООН, «чтобы объективно выяснить пожелания жителей спорных территорий».

Индонезийское предложение раскритиковал глава дипломатии ЕС Боррель, а Украина в лице министра обороны Алексея Резникова заявила, что мирные планы, представленные Китаем, Бразилией и Индонезией, — это попытки посредничества от имени России. Они неприемлемы, потому что небеспристрастны.

Индия, которая сейчас председательствует в G20, поставила замирение в Украине в число приоритетов своей повестки. Нарендра Моди (чье правительство прямо не осудило российскую СВО в Украине, но выступает «за территориальную целостность и против агрессии»), комментируя «формулу Зеленского», решительно повторил свой призыв к немедленному прекращению боевых действий и выразил поддержку любым мирным усилиям.

Саудовская Аравия предприняла попытку собрать вместе Глобальный Юг и Глобальный Запад, чтобы не только обсудить «мирную формулу» Зеленского, но и предложить свой альтернативный план. О конференции 5 и 6 августа в Джидде, в которой участвовали высокопоставленные представили 40 стран — всех крупнейших акторов, кроме России, мы писали в одном из предыдущих номеров. Альтернативный план, подготовленный саудовцами вместе с некоторыми другими государствами, пока не очень конкретен, но тоже предполагает территориальную целостность Украины, прекращение огня, начало мирных переговоров под эгидой ООН, обмен пленными…

Секретная миссия кардинала Дзуппи

Мирные инициативы исходят не только от государств в обычном понимании этого слова. 30 апреля Рейтер сообщил с борта самолета римского папы Франциска, направлявшегося с визитом в Будапешт, что Ватикан участвует в миротворческой миссии с целью положить конец конфликту между Россией и Украиной. Об этом заявил сам понтифик. Он добавил, что также готов помочь репатриировать украинских детей, вывезенных в Россию или на контролируемые ею территории. Комментаторы считают, что при всей специфике духовного лица миссия папы ставит его скорее в один ряд с Пекином, Дели и Бразилиа, чем с Вашингтоном, Лондоном или Брюсселем: он хочет положить конец вооружению Украины Западом и договориться о немедленном прекращении огня. Папа Франциск допустил, что СВО была, «возможно, в какой-то мере спровоцирована», поскольку НАТО «лает у ворот России».

Встреча патриарха Кирилла и посланника папы Римского Дзуппи в Москве. Фото: Олег Варов / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС

Встреча патриарха Кирилла и посланника папы Римского Дзуппи в Москве. Фото: Олег Варов / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС

В конце июля назначенный спецпосланником для этой секретной миссии кардинал Маттео Дзуппи встретился с Байденом, а перед этим встречался с Зеленским в Киеве, с советником Путина по внешней политике Юрием Ушаковым и с патриархом РПЦ Кириллом в Москве.

…Все планы международных посредников имеют общую слабость. Они слишком неконкретны по сравнению с договоренностями, которых чуть было не достигли по ходу военного конфликта украинская и российская стороны.

И тем более по сравнению с теми препятствиями, которые эти стороны пока не могут преодолеть. Гипертрофированной проблемой представляется спор о членстве Украины в НАТО, который стал чуть ли не главной геополитической причиной СВО. Демонизированное НАТО — всего лишь договор 32 (после вступления Финляндии и Швеции) государств. Альянс, мощь которого на 70% обеспечивают США. Что мешает заключить договор в другом составе, который дает не худшие гарантии, чем статья 5 Устава НАТО?

Не исключены самые неожиданные решения с самых неожиданных сторон. Как «корейский» вариант, когда срочное перемирие на линии окопов корейской «войны на истощение», подписанное 27 июля 1953 года, привело к формированию двух совершенно разных стран. И «вьетнамский», когда мирное соглашение помогло сверхдержаве выйти из непопулярной войны, превратить ее в гражданскую и допустить победу более сильной стороны. Аналогии в истории всегда хромают, и возможны новые варианты.

Читайте также

СВО изменит Евросоюз

Что думают европейцы о своем будущем и месте в мире, о проблемах безопасности, устройства единого дома и соседях

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow