место событийОбщество

«Мегафон» и «Свобода»

Попытку установить сотовую вышку на легендарном Втором Столбе красноярцы восприняли как покушение на национальную идентичность. И отбили

«Мегафон» и «Свобода»

Второй Столб. Свобода. Фото: Александр Кузнецов

В национальном парке «Красноярские Столбы» решили установить сотовую вышку, что вызвало всплеск народного недовольства. Сотни и тысячи гневных комментариев в соцсетях, петиция, и — о чудо! — вмешательство врио губернатора Михаила Котюкова, о чем он сам и сообщил 9 сентября, на второй день выборов (своих в том числе): «Обсудил с руководством национального парка «Столбы», что никакой вышки сотовой связи на вершине второго столба быть не может».

Удивительно быстрая самоорганизация, массовость и эффект. Можно было бы говорить о гражданском обществе, если бы оно проявлялось не только в вопросах декоративных.

Хотя в реальности эта история все же о большем, чем декорации и выборы. Антенную вышку планировали разместить не где-то на огромной территории нацпарка, а именно на легендарном Втором Столбе, по-особенному дорогом для красноярских сердец. Эта скала, самая высокая в Центральном районе заповедника, хорошо видимая с городских улиц, уже много лет и даже десятилетий является неофициальным, но глубинно-народным символом Красноярска — благодаря надписи «Свобода» на ней.

«Свобода» — размашисто, для всех окрестностей — написали еще в 1899 году, противясь полицейскому государству, трое: сельский учитель, студент и политссыльный. Жандармы отрядили экспедицию уничтожить инсталляцию, но не вышло: проводник, оставив их на вершине, скрылся. Жандармы, как гласит предание, похожее на правду, просидели на скале два дня. Больше на «Свободу» не покушались. Столбисты поколение за поколением подкрашивают буквы главного слова. Важнейший ритуал.

Подкрашивание надписи Свобода на Втором столбе. Фото: Александр Кузнецов

Подкрашивание надписи Свобода на Втором столбе. Фото: Александр Кузнецов

Второй Столб — одно из тех мест, где отчетливо встречаются две России, издавна разделенные на видимую и невидимую, повседневную и подпольную: нацпарк «Столбы» граничит с городом, столбизм — стиль жизни, базирующийся на идее свободного, без страховки и технических приспособлений, скалолазания и столь же вольного времяпрепровождения, такой параллельный мир со своей этикой, своими героями и обычаями, гражданское общество, формируемое не в кофейнях и на митингах, а в тайге.

Несколько лет назад, в пору «крымского консенсуса», на одной из граней фасада бывшего Музея Ленина, а теперь Музейного центра «Площадь Мира», появилась реплика этой главной в Красноярске надписи. Семь громадных воздушных букв: СВОБОДА. Световая инсталляция. Музей — на другом берегу Енисея, в самом центре города, но его архитектура вдохновлена именно «Столбами»: музей перекликается с ними своими формами, фактурой стен, цветом.

А теперь еще и этим важным жестом, произнесением этого слова, его зажжением — слово загорается и горит отныне каждый вечер и ночь. Город поет свободу с обоих берегов, и Енисей, наш Нил, несет темные воды в эти врата.

Музейный центр Площадь мира. Световая инсталляция Свобода. Фото: сайт музея

Музейный центр Площадь мира. Световая инсталляция Свобода. Фото: сайт музея

Автором инсталляции выступил арт-директор музея Сергей Ковалевский. Позже слово загорелось и с другой стороны здания — чтобы его видели с той, ставшей в один час знаменитой площади Мира, где зимой 2021 года, в жуткий мороз полиция окружила и повязала вообще всех вышедших на митинг, — снимки с той горсткой храбрецов, взятых в окружение, обошли все мировые СМИ.

В общем, сейчас время повышенного внимания к словам, некоторые произносить и писать стало нельзя, как имя бога, поэтому и возведение каких-то металлоконструкций над словом «Свобода» красноярцы расценили болезненно. Как покушение на красноярскую идентичность. Заботы МЧС и дирекции нацпарка о безопасности посетителей подняты на смех.

Так это будет выглядеть с вышкой на вершине по мнению столбистов. Коллаж: Борис Бородушкин, соцсети

Так это будет выглядеть с вышкой на вершине по мнению столбистов. Коллаж: Борис Бородушкин, соцсети 

Некоторые реплики в соцсетях:

  • «Люди хотят на Второй Столб для того, чтобы побыть наедине с природой и ее мощью, а не для того, чтобы посидеть в интернете»;
  • «Вы там что, совсем белены обкушались? Других мест для этих антенн, что ли мало? Тогда автоматчика рядом с этой вышкой садите. Потому как уронят ее»;
  • «Это преступление перед жителями города»;
  • «Никто не нуждается в вашей вышке. На Втором, кстати, связь отличная и без вышки и интернет ловит. На природу люди ходят отдохнуть от этой ерунды. Никогда в жизни не стану пользоваться «Мегафоном» (именно «Мегафон» планировал ставить вышку, о чем сообщала дирекция «Столбов», в дальнейшем на этой вышке предлагали устанавливать оборудование любым операторам связи. — А. Т.), благо есть переход с номером»;
  • «Второй Столб со словом СВОБОДА — это своя история и мощный контекст. Теперь это будет СВОБОДА с «Мегафоном» наверху, с металлоконструкцией на вершине, с проводами. На тысячах фотографий будет Второй Столб с вышкой, и это будет совсем новый вид скалы»;
  • «Просто за такое «Мегафон» получит абсолютный бойкот со стороны красноярцев»;
  • «Останется только вместо «СВОБОДЫ» «Мегафон» написать». ДБ (Лавров)

Столбист Павел. Фото: Александр Кузнецов

Столбист Павел. Фото: Александр Кузнецов

И вот 9 сентября врио губернатора в личном телеграм-канале сообщил: «Вопрос безопасности на «Столбах», безусловно, важен, однако должно быть найдено техническое решение, которое не уродует национальный парк. У меня как у человека, выросшего в Красноярске и любящего «Столбы», по этому поводу однозначное мнение».

Читайте также

Какими мы могли бы быть

Россия пишет 17-летнему заключенному Никите Уварову

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow