КомментарийПолитика

«Кирпич» на границе

Автомобилям с российскими номерами запрещают въезд в большую часть европейских стран-соседей. Что с личными вещами?

«Кирпич» на границе

Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

На прошлой неделе Еврокомиссия опубликовала разъяснения, по сути, рекомендующие пограничникам конфисковывать у россиян, пересекающих границы европейских стран, целый перечень вещей — от автомобилей до косметики и смартфонов. Через несколько дней европейские чиновники смягчили формулировку и посоветовали применять запрет разумным образом. Страны Балтии и Финляндии истолковали эту рекомендацию так: личные вещи не трогать, въезд машин с русскими номерами — запретить.

«Добрый вечер! Вчера пересекали границу пешком. Телефоны не спрашивали, ноутбук в чемодане видели, ничего не сказали». «Кто будет сейчас пересекать границу из России в Эстонию, напишите, как там». «Скоро только в голом виде и с пустыми руками через границу пускать будут». Телеграм-каналы и фейсбук-группы, объединяющие людей, которые ищут пассажиров или, наоборот, водителей для поездок через сухопутную границу России с европейскими странами, пестрят такими сообщениями. Люди пытаются разобраться, что происходит, но, кажется, довольно безуспешно:

  • во-первых, правила постоянно меняются;
  • во-вторых, персональный опыт участников групп часто отличается от утвержденных и провозглашенных правил.

После 24 февраля, когда практически все европейские страны прервали пассажирское авиасообщение с Россией, поездки на личных автомобилях стали одной из немногих возможностей для россиян добраться в Европу. Правда, не для всех: страны Балтии, например, впускают россиян по очень ограниченному кругу оснований — в основном только обладателей европейских видов на жительство и рабочих или гуманитарных виз. Приятной такую альтернативу коротким авиаперелетам тоже назвать сложно:

поездка, рассчитанная на 10 часов чистого времени в пути, часто затягивалась больше чем на сутки, с учетом допросов и досмотров на российской и на европейской стороне.

Сейчас и эта опция под вопросом. 8 сентября Еврокомиссия опубликовала разъяснение о порядке ввоза россиянами личных вещей и личного транспорта с отсылкой на длинной список товаров, которые являются санкционными и к ввозу запрещены. В этом списке, например:

  • смартфоны,
  • персональные компьютеры,
  • камеры,
  • духи,
  • косметика,
  • изделия из кожи,
  • чемоданы,

и многое другое, в том числе личные автомобили. Никакого специального заявления на этот счет чиновники не делали: они просто обновили страницу с ответами на часто задаваемые вопросы. Первыми обновление заметили журналисты РБК, а дальше пошла волна возмущения: действительно, представить себе человека, который поедет в путешествие без телефона, чемодана и одежды, довольно сложно.

В своих разъяснениях Еврокомиссия ссылалась на документ под названием Регламент 833/2014, который был принят в июле 2014 года, вскоре после Крыма — упомянутый выше список предметов является приложением к этому Регламенту. Своим разъяснением от 8 сентября европейские чиновники, по сути, подтвердили, что пограничные службы стран имеют право изымать эти вещи. Но уже 12 сентября формулировки в Регламенте несколько смягчили: теперь там говорится,

что национальные службы должны применять запрет «соразмерным и разумным образом». Что это значит — решать каждой стране в отдельности.

Латвия с 12 сентября запретила въезд в страну автомобилей с российскими номерами через российско-латвийскую и белорусско-латвийскую границу.

«Лицам, управляющим транспортными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации, будет запрещен въезд на них в Европейский союз при пересечении государственной границы Латвийской Республики, — сообщили «Новой газете» в латвийском таможенном ведомстве. — Лица, имеющие указанные транспортные средства, должны будут вернуться в Российскую Федерацию или Республику Беларусь из пункта пропуска через границу. В случае отказа лица выполнить указания таможенного органа <…> может быть принято решение о конфискации транспортного средства в соответствии с таможенными законами и правилами.

Правовые акты Латвийской Республики предусматривают уголовную ответственность за несоблюдение санкций. Таким образом, мы призываем воздерживаться от неоднократных попыток въезда в Европейский союз через различные пункты пересечения границы».

Граница с Эстонией. Пункт пропуска через границу у моста Дружбы через реку Нарва. Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

Граница с Эстонией. Пункт пропуска через границу у моста Дружбы через реку Нарва. Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

При этом в службе госдоходов, которой подчиняется таможня, журналистам русской службы Би-би-си пообещали, что конфисковывать автомобили с российскими номерами, которые уже находятся в Латвии, никто не будет. Тем, кто хочет, также позволят беспрепятственно выехать из страны. В службе госдоходов также отметили, что таможенники не будут забирать вещи, перечисленные в списке Еврокомиссии, если они предназначены для личного пользования.

Таможенников могут заинтересовать только предметы, которые везутся в слишком большом количестве и выглядят как партия товаров.

Еще раньше запрет на въезд российских автомобилей ввела Литва, а 13 сентября примеру соседей последовала Эстония. «Поскольку Еврокомиссия только что дала разъяснения по действующим санкциям, <…> мы пришли к выводу, проконсультировавшись с властями Латвии и Литвы, что ограничения наиболее эффективны при совместном введении санкций», — заявил министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс.

Позже всех к запрету примкнула Финляндия: ограничение на ввоз российских автомобилей вступило в силу в ночь на 16 сентября. Более того,

правительство Финляндии настаивает, что все автомобили с российскими номерами должны быть вывезены из страны до 16 марта 2024 года.

Что будет с теми машинами, которые не увезут, в правительственном пресс-релизе не уточняется.

Следить за тем, чтобы российские автомобили не попали на территорию Финляндии, будут пограничники на границе не только с Россией, но и с Норвегией, которая, не считая Польши, остается единственной граничащей с Россией европейской страной, пока не поддержавшей запрет.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow