СюжетыОбщество

Выйти из списка

Привезенный из Украины сирота, переговоры о возвращении которого домой продолжаются, получил повестку из российского военкомата

Выйти из списка

Богдан Ермохин. Скриншот из телепрограммы «Вести»

Сироту Богдана Ермохина привезли в Россию из Мариуполя. Он пытался сбежать из подмосковной приемной семьи — говорит, что хочет домой, в Украину, где его ждет опекун — двоюродная сестра. Но в аппарате российского омбудсмена по правам детей настаивают, что все это — происки украинских спецслужб, а на самом деле Богдан хочет жить в России. Военкомат уже прислал молодому человеку повестку.

Родителей Богдан потерял, когда ему было 8 лет. Как рассказывает его адвокат Катерина Бобровская, двоюродной сестре Богдана — Валерии, которая в этом году оформила опекунство, тогда было всего 16 лет. Мальчик сначала рос в детдоме, потом поступил в мариупольское училище, где по украинским законам его опекуном стал директор училища. После начала СВО Богдан несколько дней жил в осажденном Мариуполе, а потом российские военные вывезли его сначала в Донецк, потом в Подмосковье.

Богдан Ермохин входит в так называемый мариупольский «Список 31» — журналистам удалось установить фамилии детей из Мариуполя, которые, как и Богдан, оказались в России. Четверо из них уже вернулись домой. В том числе благодаря украинским волонтерам, которые занимаются восстановлением документов детей, разыскивают опекунов, контактируют с российскими чиновниками и договариваются о способах возвращения.

Полгода переговоров с российскими властями о Богдане закончились ничем, поэтому Катерина Бобровская решилась обнародовать имеющуюся у нее информацию.

— Богдан сам вышел на меня, — рассказала Бобровская «Новой газете». — Дети из детдома поддерживали связь друг с другом, обменивались информацией с теми, кому удалось вернуться. Так мой номер оказался у Богдана. Он связался со мной и попросил помочь вернуться в Украину.

В конце мая 2022 года президент Путин подписал указ, который упрощал получение гражданства для украинских детей, вывезенных из зоны боевых действий. Став гражданином России по упрощенной схеме, Богдан в июле того же года был передан под опеку известной активистки из Подмосковья Ирине Рудницкой. Она давно занимается проблемами семей с приемными детьми. Рудницкую хорошо знают в подмосковной Рузе: врач по образованию, во время второй чеченской войны работала в военном госпитале. Известно также, что Ирина Рудницкая — давняя соратница уполномоченной по защите прав детей в РФ Марии Львовой-Беловой. Приемный сын детского омбудсмена Филипп — из Мариуполя, о нем она с гордостью рассказывает в интервью. Филипп Головня — тоже сирота из «Списка 31».

Читайте также

Пункт безвременного размещения

Беженцы из Украины до сих пор живут в лагерях в Ростове и Таганроге. Репортаж «Новой»

Оказавшись в России, Богдан и Филипп стали героями многочисленных пропагандистских сюжетов, в которых говорят о том, как украинские сироты любят Россию.

— Очень позитивный мальчик, помогал нашим военным. Такой прямо пророссийский, заряженный на победу. Много нам помогал в качестве волонтера. Он был одним из кураторов нашего первого лагеря «Послезавтра», ездил в качестве старшего вожатого, работал там с ребятами из новых регионов, — говорит о Филиппе Львова-Белова.

Но не о Богдане…

Как выяснилось, Богдан, по словам адвоката, якобы несколько раз пытался уйти из приемной семьи. В марте 2023 года это ему почти удалось. Катерина Бобровская, которая как волонтер бесплатно представляет интересы Богдана и его опекунши в переговорах, не скрывает, что пыталась помочь ему в этом.

Катерина Бобровская:

— Он все время мне говорил, что хочет домой, в Украину. В середине марта мы обсуждали, как будем это делать. Но в какой-то момент он мне позвонил уже в дороге и сказал: «Кать, я еду. Без документов». Я вскочила в машину и помчалась к нему со стороны Германии. Все его документы были у меня на руках, паспорт, доверенности — все, что требуется для перемещения ребенка…

Их задержали почти одновременно: Катерину в западной части Беларуси, Богдана — в восточной. О подробностях задержания белорусскими пограничниками, формальных причинах и последствиях адвокат говорить не хочет. Но факт: она вернулась в Германию, где находится с семьей после февраля 2022 года, и продолжила работу. А это — сотни писем и обращений на имя российских чиновников, согласования с украинской стороной, сбор документов… Ей удалось найти двоюродную сестру Богдана Валерию в Киеве, которая и стала его опекуном.

У российской стороны — своя версия случившегося. Львова-Белова убеждена, что Богдан стал жертвой украинских спецслужб, которые обманом и шантажом попытались выманить мальчика на родину.

— Так, мы узнаём о том, что ему поступают угрозы относительно его сестры. Обманным путем парень был вывезен. Мы поймали его на границе с Белоруссией. У нас есть точные данные, [его] вели несколько агентов вплоть до детализации: «Сейчас ты садишься в белую машину, тебя там ждет водитель». Скидывали денег ему. Это была такая планомерная работа. В последний момент вместе с силовыми структурами его на границе остановили, — рассказала омбудсмен на пресс-конференции в российском МИДе 4 апреля 2023 года.

Богдан Ермохин. Фото: соцсети

Богдан Ермохин. Фото: соцсети

По словам Львовой-Беловой, украинским детям постоянно поступают предложения записать видео о желании вернуться на родину. Омбудсмен убеждена, что эти видео дети записывают, потому что на той стороне украинские спецслужбы угрожают их близким, а не потому, что дети действительно хотят домой.

— Мне кажется, очень нечестно спекулировать на эмоциях детей, нечестно угрожать их близким. Как в случае с Богданом — его старшая сестра взрослая, находится на территории Украины. Таких ситуаций быть не должно. Такие методы, которые использует украинская сторона, для нас неупотребимы, — заявила детский омбудсмен России.

Никаких дополнительных требований к опекунше Богдана по части документов российская сторона не предъявляет — адвокату удалось выполнить все требования Москвы.

Но его не отдают. Упорно. На все вопросы в аппарате омбудсмена в ответ машут бумагой с подписью Богдана, где он пишет, что не намерен возвращаться в Украину и абсолютно добровольно хочет остаться в приемной семье в России, говорит Катерина Бобровская. Она утверждает, что бумагу Богдан якобы подписал в день, когда российские спецслужбы поймали его на границе с Беларусью.

Юноша по телефону рассказал адвокату, что после побега давление на него в приемной семье будто бы усилилось. Его перестали отпускать на занятия в колледж.

Адвокат связалась с учебным заведением и спросила, почему руководство не интересует систематическое отсутствие Богдана на занятиях. Ответ ее поразил:

— Они сказали, что боятся, что парень убежит, и поэтому никак на ситуацию не реагируют.

Российский опекун Богдана, Ирина Рудницкая, на вопросы «Новой газеты» не ответила.

Катерина Бобровская подозревает, что ее подопечного принуждают в России к действиям против его воли. Так, летом на канале НТВ в программе «ЧП» вышел сюжет об «украинских спецслужбах», в котором подросток подтверждает версию российской стороны. Бобровская не верит в его искренность.

— У Богдана плохое зрение, в кадре видно, что мальчик щурится, когда читает написанный для него текст, — говорит адвокат. — Но хуже того — он продолжает в соцсетях демонстрировать свою проукраинскую позицию. В России сейчас это очень опасно. Я пытаюсь ему объяснить, но это подросток, он многих вещей еще не понимает.

Богдан Ермохин в программе «ЧП» на канале НТВ. Скриншот из видео

Богдан Ермохин в программе «ЧП» на канале НТВ. Скриншот из видео

В прошлом году Богдана уже вызывали в военкомат. По словам Бобровской, он прошел медкомиссию.

А недавно получил новую повестку, предписывающую явиться в военкомат 19 ноября — в день рождения, когда ему исполнится 18 лет.

Катерина Бобровская:

— У нас была встреча 23 октября, на которой присутствовали уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, Богдан, Ирина Рудницкая и его опекун в Украине. Богдан при всех подтвердил, что хочет вернуться в Украину. Москалькова это слышала и лично при всех пообещала, что парня вернут. После этого 2 ноября со мной связались представители аппарата детского омбудсмена РФ по поводу воссоединения Богдана с семьей. Попросили связаться с некой Юлией Фединой. Я позвонила, чтобы спросить, где, как и когда мы можем забрать Богдана. Ответ был странный. Мне сказали, что аппарат омбудсмена занимается детьми, которые не достигли 18 лет. Дескать, Богдану скоро 18 лет, он сможет сам прийти. Я говорю, что сейчас-то ему еще 18 нет, в чем проблема передать его опекуну? Меня опять спросили про документы и больше на связь не выходили.

Адвокат и родные мальчика в Украине переживают, что после 19 ноября Богдана призовут на срочную службу и тогда, чтобы вернуться домой, ему придется нарушить закон России, гражданином которой его сделали.

Британская журналистка и режиссер Шахида Туляганова, которая сняла и этой осенью представила фильм «Дети Украины», записала интервью с Львовой-Беловой. Для этого Туляганова специально прилетала в Москву и лично встречалась с омбудсменом. «Новой газете» она сказала, что спросила Львову-Белову о судьбе Богдана Ермохина. В ответ омбудсмен, утверждает Шахида Туляганова, показала ту самую бумагу с подписью Богдана, которую Львова-Белова назвала «неопровержимым доказательством» нежелания мальчика возвращаться в Украину.

В прошлом году Львова-Белова заявила, что Россия «спасла» не менее 700 тысяч украинских детей. Позже она уточнила, что речь шла об общем количестве детей из Украины, которые въехали в Россию после 24 февраля. А приемные семьи в РФ нашли только для 380 ребят. В Москве настаивают, что никто не препятствует возвращению их на родину при наличии официальных опекунов. Киев утверждает, что ничего не знают по меньшей мере о 19 тысячах украинских сирот. Вернулись в Украину 386 детей. Переговоры об их судьбе ведутся неофициально.

Прямая речь

Мария Львова-Белова:

«Очень надеюсь, что Богдан поедет домой» (из интервью «Радио Свобода»*)

— Звоним вам по поводу Богдана Ермохина. <…> Почему его не отпускают в Украину?

Мария Львова-Белова: Почему не отпускают? Отпускают. <…>. Мы готовы его передать. Но по всем правилам — с документами, со всем. Потому что мальчик — несовершеннолетний, пересекал с непонятными людьми границу [с Беларусью]. И понятно, что как ответственное лицо я не могла этого допустить. После этого Богдан сказал, что он не хочет никуда ехать, написал расписку о том, что он хочет остаться в России. Это все задокументировано. Естественно, что насильно это сделать я никак не могла.

После этого началась волна, что будто он опять собирается ехать. И в целом последние новости такие, что мы связались с его сестрой, которая должна приехать его забрать. Сейчас оформляются документы. Потому что мальчик — несовершеннолетний. Вы же сами прекрасно понимаете, что по всем правилам она должна быть его опекуном. Поскольку сейчас Богдан очень сильно хочет вернуться к своей родной сестре, мы, понятно, это все поддерживаем. И всячески этому содействуем.

На сегодня достигнута договоренность об упрощении порядка документов с Московской областью. И я очень надеюсь, что на следующей неделе состоится встреча, и Богдан поедет домой.

— А вы могли бы прокомментировать ситуацию с повесткой? Он скоро станет совершеннолетним, и есть информация о том, что Богдан…

— Это только его информация о том, что его посадят в тюрьму, и о том, что будет повестка в армию. Во-первых, он студент колледжа, это дает отсрочку от армии, и никакая повестка в армию в принципе по российскому законодательству ему прийти не может.

— То есть вы эту информацию не подтверждаете?

— Конечно, нет. Как может прийти повестка в армию до совершеннолетия? Вы себя слышите, нет? Пока ему нет 18 лет, никакая повестка… у нас дети в армию не призываются. Никакая повестка прийти не может.

Другой момент: он учится в колледже, это дает ему отсрочку, никакой армии до 18 лет у него точно не будет.

— А вы могли бы нас сориентировать по срокам, когда собираетесь вернуть Богдана в Украину его опекуну, сестре?

Мы с сестрой разговаривали буквально вчера. Теперь уже все зависит от нее, когда он может приехать в Москву, но очень надеемся, что это будет на следующей неделе. <…> Сестра Богдана — гражданка Украины. И, соответственно, тот пакет документов, который мы отрабатываем с украинской стороной, давным-давно всем известен.

Потому это — долгий процесс. И именно когда Богдан приезжал к нам на встречу, мы обговаривали, что: «Богдан, если ты сейчас скажешь, что хочешь вернуться, мы начинаем проработку пакета документов». Он ответил: «Нет, я хочу остаться». И тут же написал собственной рукой заявление о том, что он хочет остаться. <…>

— Публично Богдан заявляет совсем другое. Он говорит, что он — украинец и хочет вернуться домой.

Ну, это прекрасно. Он и вернется домой. Я же вам об этом сейчас говорю.

То есть все документы, которые необходимы для его возвращения, готовы?

Нет, не готовы. Мы сейчас договариваемся с опекой Московской области об ускоренном порядке, который позволит нам как можно быстрее передать Богдана. Но это будет не тот порядок, что у нас разработан собственно с украинской стороной на время воссоединения детей. На самом деле мы идем на все уступки, чтобы Богдан мог воссоединиться с сестрой. Как сестра вчера пояснила, почему была такая задержка, почему так долго ничего не происходило, потому что у нее шел развод, и опека украинская, как я понимаю, тормозила процесс оформления документов.

от редакции

Против публикации персональных данных и изображения Богдана не возражают его адвокат и украинский опекун.

Читайте также

Лучший парламент планеты

48 нобелевских лауреатов вместе с Дмитрием Муратовым* подписали письмо богатейшим людям мира. В нем одна просьба: помогите UNICEF спасти детей

* Внесена Минюстом РФ в список СМИ-«иноагентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow