СюжетыОбщество

«Может, вы отзовете апелляцию свою?»

Вопреки всем сообщениям об этапировании во взрослую зону Никита Уваров по-прежнему в СИЗО и пока не может начать учиться

Месяц назад многие СМИ и еще более многочисленные телеграм-каналы сообщили о переводе Никиты Уварова, признанного «Мемориалом»* политзаключенным, из детской колонии во взрослую. В действительности Никита до сих пор находится в Канском СИЗО-5 и, судя по всему, проведет именно там еще несколько ближайших месяцев — до вступления решения Канского горсуда об этапировании Уварова в законную силу, на это решение подана апелляция.

Вряд ли сообщения об этапировании Никиты — сознательная и организованная дезинформация, однако заключенному от этого не легче, ему, по сути, обрывают хоть какие-то каналы связи с волей: письма в таких ситуациях писать люди или вовсе прекращают, или пишут короче, суше, реже, раз непонятно куда, и нет ясности, дойдет ли.

Февраль 2022. Анна и Никита Уваровы. Перед приговором. Фото: из семейного архива

Февраль 2022. Анна и Никита Уваровы. Перед приговором. Фото: из семейного архива

Рассказывает Анна Уварова, мать Никиты

— Ходила сегодня (10 ноября) — передачку понесла. С 27 октября тишина: звонил Никита 25-го последний раз, 27-го написал три строчки. А я 31-го числа носила передачу и учебные материалы (Никита минувшим летом поступил платно, 21 тыс. рублей за семестр, на графический дизайн в Международный восточно-европейский университет это Ижевск, это и колледж, и вуз; Никита зачислен в колледж, учиться два с половиной года, планировались два-три раза в неделю уроки онлайн, но пока в СИЗО это невозможно). Конечно, с учебой все очень сложно. Это лекции. И в конце даются задания. Что могла — распечатала, Макс (младший двоюродный брат Никиты) помог. Отнесла 31-го, объяснила все в СИЗО: он учится. И это ему надо передать, чтоб занимался, как-то надо процесс организовывать. И уже два письма после этого ему написала, спрашиваю: что, сынок, все понимаешь, как и что тебе следует делать? От Никиты ни слуху ни духу.

Ну и сегодня отношу передачу, и как раз от него звонок. И говорит:

ничего мне, мама, не передали, только письменные принадлежности — карандаши, маркеры, бумагу писчую, больше ничего.

Ну а в остальном вроде у него все нормально. Обратно его перевели в новый корпус, где малолетки, не во взрослый уже (сначала поместили там). Сидит один по-прежнему. Камера хорошая, холодильник есть. Конечно, плохо слышно, народ там все разговаривал, как обычно, но ничего, поговорили.

Ну и я отдаю передачу как раз тут же и спрашиваю в окошке: а где то, что я передавала прошлый раз? Принимала другая девушка, эта говорит: ничего не знаю, сейчас позвоню. Короче, цензоры ничего не знают. Никто ничего не знает. Я там хипиш подняла, говорю: вы препятствуете получению образования. И сотрудница подходит: а что, вы свои права разве не знаете? Статьи закона цитирует. Какие у вас проблемы? Встретьтесь лично с начальством. Да я встречалась, отвечаю, что толку? Ну, пишите заявление, говорит, и пошла сама набрала из кабинета, вызвала начальника воспитательного отдела: вы пока пишите в заявлении все свои вопросы, и если он вам устно на них не ответит, то внизу сделайте приписку — прошу дать ответы в письменном виде. Я передачу сдала, сижу, строчу заявление. Приходит этот начальник. Ой, вы знаете, все эти документы, все ваши бумаги, что передавали, они у меня. Но я вот уезжал, меня долго не было. Я ему сегодня отдам.

Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Говорю: ну я другого ответа и не ожидала. Надо все же как-то организовывать учебу, помогите мне, подскажите, что я могу еще сделать? Слышала, что можно заниматься по электронной книге, объясните мне, можно у вас или нельзя? Ну, отвечает, кто-то у них занимается, как я поняла, в «Синергии» (негосударственный университет), и само это учреждение выслало эту электронную книгу с заданиями, с лекциями, девушка все это изучает, потом передает, когда приходит бабушка или кто там, и она уже с воли отправляет выполненные задания. В общем, эту книгу можно, только если само учебное заведение отправит. Понятно, говорю, а почему не звонит? Последний звонок — 25 октября. Ну, это он сам.

Ну чего сам, говорю, сам он — вот его письмо — написал заявление на звонки, потом через неделю снова пишет, что заявление не подписали…

В общем, сижу, задаю вопросы. И он говорит: а у вас тот же адвокат — Владимир Васин? Может, вы отзовете апелляцию свою (на решение Канского горсуда о переводе Уварова во взрослую колонию; в воспитательной, для несовершеннолетних, его могли оставить до исполнения 19 лет)? А то это будет, наверное, длиться месяца три-четыре, он тут один у вас сидит, совсем один. Там хоть в отряде будет с кем общаться, ходить куда-то. Ну и по учебе там, в колонии, предоставят всё, там это приветствуется.

Я говорю: вы знаете, один, не один, главное — он рядом, я ему могу приносить передачи каждую неделю, и никто к нему не лезет и ничего. Так что, говорю, все идет по плану. (Никита в этом СИЗО, пятом, впервые оказался в 14 лет, и первые 9 месяцев ему не давали ни свиданий, ни звонков; потом, уже после приговора, он здесь пробыл до колонии еще почти полгода, свидания уже давали, но они редкие, на одном из них Анна сказала Никите, что будет приезжать часов в девять, перед отбоем. Знала, на какую сторону выходит окно его камеры. Но это огромное здание и понять, где какая камера, все равно невозможно. Приезжала, вставала на повороте дороги, выходила из машины, махала рукой, зажигалкой… Потом спрашивала: ты подходил? А им нельзя в окна высовываться. «Но я стою, смотрю, вот кто-то выглянул. Может, он. Машу».)

Написала потом куратору (в колледже), спросила об электронных книгах. Она пообещала поговорить с руководством, но вообще выбрали мы, конечно, специальность, которую вот в таких условиях получать очень сложно. Там же вообще все нужно делать в компьютере. В декабре уже сдавать сессию, все вот эти задания, которые ему дали. Но если возможности не будет, может, думаю, перевестись на что-то попроще? Я ему уже предлагала: иди на «гостеприимство и туризм». Там история, география, наверное, английский. Это же хорошо, английскому обучают по этой специальности! Ну, в общем, не знаю. Этого и стоило ожидать:

если бы я сегодня не пришла, и он мне не сказал, что ничего не получил… А я переживаю, думаю: надо уже ему новое задание нести. А он еще старое не получил. Короче, все как всегда.

Вы можете поддержать Никиту, написав ему электронное письмо через сервис ФСИН-письмо или отправить бумажное по адресу:

Уваров Никита Андреевич, 2005 г.р., ФКУ СИЗО-5. 663600 Красноярский край, город Канск, ул. Кайтымская, д. 122.

Одно из писем Никите. Предоставлено семьей Уваровых

Одно из писем Никите. Предоставлено семьей Уваровых

* Признан «иноагентом» и ликвидирован.

Читайте также

Нежности нет, есть Уголовный кодекс

18-й день рождения Никиты Уварова отметили его родные и адвокат. Репортаж в отсутствие главного героя и в его ожидании

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow