КомментарийКультура

Люди — вы звери!

Ромен Дюрис и Адель Экзаркопулос в поэтичном сай-фай времен повышенной тревожности «Королевство зверей», снятом Томасом Келли

Люди — вы звери!

Кадр из фильма «Королевство зверей»

У фильма была громкая премьера в Каннах, это одна из самых неожиданных, провоцирующих на споры лента сезона. Обычно в программу «Особый взгляд» отбираются авторские картины. «Королевство зверей» — шипучий коктейль из жанров: научная фантастика из мира ближайшего будущего, помноженная на сентиментальность. А еще антиутопия, боди-хоррор, притча, феерия и семейная драма, которая начинается самым прозаическим образом.

Франсуа (Ромен Дюрис) и его сын Эмиль (Поль Киршер) по дороге из Парижа, застряв в жуткой пробке, ведут перепалку. Рассерженный подросток даже выходит из машины, хлопнув дверью. Но в соседнем ряду кто-то выламывает запор грузовой скорой помощи, и из нее выбрасывается-вылетает изуродованный мутацией человек-птица, бьется крыльями и когтями о крыши близстоящих авто. И это почему-то мало кого изумляет: люди давно массово мутируют в зверей и птиц. Вот и жена Франсуа — неизлечимо больна, превращается в зверюгу, напоминающего то ли волка, то ли лису. Теперь она в специальном охраняемом центре для содержания «существ» или «чудовищ» — человеко-животных сущностей. Отец и сын переезжают из Парижа на юго-запад Франции, в гасконскую глухомань, чтобы навещать ее, держаться рядом.

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Томас Келли создает мир, похожий на нынешний, с одной только разницей: экологические изменения вызвали необратимые мутации в генах людей, превращающие их в гибриды с другими видами.

(Вот бы Мичурин возрадовался). А человечеству теперь предстоит срочно решать, что с этим делать.

Сценарий Кэйли и Полины Мюнье в выверенных дозах соединяют обыденность, даже натурализм — с фантастикой. На первом плане история взросления Эмиля. Поначалу он боится своей изменившейся звероподобной матери. Но постепенно 17-летний парень обнаруживает, что сам превращается в какое-то неопределенное существо, и это больше чем половозрелость: у него начинают расти клыки, меняется и выпирает позвоночник, на коже пробивается шерсть… которую он тщательно скрывает, чтобы не увидели одноклассники в его новой школе. Особенно Нина (Билли Блейн), ведь она относится к нему с явной симпатией. Нина видит в хрупком Эмиле родственную душу, потому что считает себя нейроразнообразной из-за своего диагноза СДВГ.

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Здесь тщательно прописаны и выполнены не без блеска визуальные эффекты (оператор фильма — Дэвид Кэйли, брат Томаса Келли): головокружительные съемки с воздуха — в древних заросших французских лесах (национальный парке Ланд-де-Гасконь), где птичий человек-изгой Фикс (гротесковая и драматичная роль Тома Мерсье): тот самый сбежавший из машины скорой помощи с прорезавшимися крыльями, — учится летать. И при этом в фильме есть внимательный, подробный взгляд камеры, фиксирующей повседневную обычную школьную жизнь друзей Эмиля и его самого, постепенно меняющегося и отдаляющегося от враждебного ко всему непонятному социума. Все больше сближающегося с такими же «другими», «белыми воронами», «людьми-птицами», «девушками-лягушками».

Напоминая молодого Шаламе или Киану Ривза с пышной копной волос, долговязым телосложением и длинной шеей — Поль Киршер в роли Эмиля постепенно трансформирует подростковую отстраненность в немое благородство, грацию иного космического существа. Страдающего от непохожести на обычных «здоровых» людей.

Поль Киршер в фильме «Королевство зверей»

Поль Киршер в фильме «Королевство зверей»

«Здоровые люди» здесь в основном охотники, которые ловят с фонарями и истребляют «больных», «чудовищ», способных, как им кажется, заразить их — непреклонных в своих заблуждениях.

Сценарий, при всей исключительной задумке, выписан довольно хрестоматийно, даже заурядно. Предсказуемо зловредно ведут себя одноклассники Эмиля, особенно один. К тому же совершенно не понимает, что здесь делать, прекрасная Адель Экзаркопулос в роли сотрудницы полиции, симпатизирующей Франсуа и его сыну. Даже если авторы думали о гендерном равновесии, можно было сочинить ей хотя бы какую-то историю, действие и его мотивацию.

Адель Экзаркопулос в фильме «Королевство зверей»

Адель Экзаркопулос в фильме «Королевство зверей»

И множество важнейших вопросов: о боли взросления, о нарушении экологического баланса, об изменении генного кода человечества вследствие чудовищного обращения с природой, — остаются случайными чернильными пятнами на полях этой истории.

При этом смотрится «Королевство зверей» замечательно.

Body horror, воспетый и присвоенный Кроненбергом, из ужастика превратился в поэтическую нежную песнь о любви, терпимости, человечном, как спасение человечества во времена телесных модификаций и экологического траура.

Вот что я думаю. Если бы персонажи «Аватара» обросли шерстью и прилетели бы на нашу «уютную» голубую планету, им бы досталось примерно так же, как Эмилю, Фиксу и их сородичам. «Ну и времена!» — вздыхает водитель одной из застрявших в парижской автомобильной пробке машин, адресуясь к Франсуа (Ромен Дюрис). Действительно, ну и времена.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

Джон Ву и его безмолвный гнев

На экраны выходит «Немая ярость» — новый триллер голливудского режиссера и супербренда

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow