КомментарийКультура

Без корней не может быть космоса

На Урале завершилась «Кинопроба» — впечатляющий фестиваль молодого кино. Что смотреть?

Без корней не может быть космоса

Кадр из фильма «250 км»

Прежде всего, поделюсь изумлением программой игровых картин. В этом году была на нескольких фестивалях, и много писала об эскапизме молодых кинематографистов. Уральская «Кинопроба» продемонстрировала удивившую отвагой степень вовлеченности начинающих профессионалов (наших в том числе) в современную повестку со всем ее трагизмом, тревогой. Хочется поблагодарить отборщиков, директора фестиваля Лилию Немченко и президента режиссера Владимира Макеранца. Кажется, что на уральском морозе, далеко от центра, вольней дышится. Расскажу о впечатливших меня работах, и, думаю, вы со мной согласитесь.

  • «250 км» Асмик Мовсисян (главный приз кинофестиваля «Кинопроба»)

О том, как в первый же день внезапно вспыхнувшей войны, семья вынуждена бежать из своего дома, потому что бомбы летят совсем рядом. Но как бежать? Куда? И подросток, которому нет еще и 14, выводит из гаража папин старенький автомобиль. В него загружается семья и соседи, и еще встреченные на дороге люди, в том числе беременная девушка. А еще черепаха, ради которой главный герой рискует жизнью. Он везет их по разбитым дорогам под обстрелами за 250 километров в безопасное место. А сама машина становится хрупким Ноевым Ковчегом, сберегающим людей от смертоносной бойни. Конечно, в каком-то смысле это оммаж «Балладе о солдате» — мире и сострадании в душе во время побеждающей ненависти. Удивительно, что в основе кино реальная история.

  • «Дерево без листьев» Романа Белова (приз за лучший дебют)

Сухим пером написанная и снятая история юного мобилизованного, которого призывают. Ему страшно, и он не понимает: зачем? Но отец, не выключающий телевизор ни днем, ни ночью, строг: «Нас защитить от врагов». «От каких?» — «Расскажут». Трагический финал. Скупые метафоры. Тихая трагедия беспомощности.

  • «Всегда готов» Рони Вайнера (приз за лучший учебный фильм)

Кадр из фильма «Всегда готов»

Кадр из фильма «Всегда готов»

Кино, сделанное в израильской киношколе имени Стива Тиша, которая названа лучшей среди всех школ. И действительно: фильмы ее один лучше другого. На полигоне стрельбы. Офицер дает команду. Но один новобранец на огневой линии не может выстрелить в мишени, обряженные в платки. Что с ним ни делают. Ну просто не может, хоть убей. Тогда вызывают самого старшего командира. И начинается сильнейшая психологическая обработка юного солдата. Его практически вводят в состояние аффекта. Он начинает стрелять и уже не может остановиться.

  • «МИР» Гурама Нармании (Спецприз) (Московская школа кино)

Идет видеосъемка. В кадре парень, едва не плача, извиняется. Над ним нависли двое грозных джигитов. Парень скорбно просит прощения у всего грузинского народа за то… что назвал хинкали пельменями. Когда джигиты с чемоданчиками и видео приходят к начальнику в Министерство Извинений, начальник возмущен: не достоверно, не душевно! Приходится возвращаться за вторым дублем. Потом еще много покаяний.

Кадр из фильма «МИР»

Кадр из фильма «МИР»

На титрах режиссер извиняется перед зрителями за то, что снял такое позорное кино. Потом продюсер — за то, что дала деньги на такой ужасный, порочащий всех нас фильм. Нармания — известный блогер, видеорежиссер. Сразу чувствуется опытная рука и отличное чувство юмора с социальной подкладкой. Зал долго аплодировал.

  • «Стейк» иранского режиссера Киараша Дадгара (Диплом жюри)

Выразительное микрокино без слов. Мама жарит-парит, готовит стол — день рождения ребенка. Шарик. Тортик. Она начинает готовить мясо. Но на улице стреляют. Мама немедленно прячет ребенка в шкаф. Одна из случайных пуль через открытое окно смертельно ее ранит… Не буду пересказывать дальнейшие события. Все это происходит в считанные минуты.

Кадр из фильма «Стейк»

Кадр из фильма «Стейк»

Знаковый финал. Камера движется снизу вверх по перевернутому изображению — миру верх тормашками. Оказывается, по стеклу духовки. И замирает на том самом стейке, который жарила мама для праздничного ужина.

  • «Айыы КУО» выпускника мастерской Александра Сокурова Айаала Адамова

Айаал Адамов уже побывал на фестивалях в Пусане, Торонто, Монреале, Петербурге и прочих. Айаал — не просто думающий режиссер. Он ищет свой киноязык, развивая традиции национальной культуры. Он снял не столько историю, сколько визуальные стихи, основанные на мифологии: о круговороте женской судьбы среди якутских снегов. О неразрывной связи с родным местом. Младшая сестра после смерти старшей приезжает из Петербурга домой в глухую деревню. В тот самый дом, где было тихое насилие, и она была жертвой. Теперь сестры с ее больным сердцем нет, и младшая станет матерью своей племяннице… А потом ее место займет племянница. Замкнутый круг.

Кадр из фильма «Айыы КУО»

Кадр из фильма «Айыы КУО»

Кино проистекающее, как зимний ручей, из оледенелой «вселенной» олонхо, ее среднего мира, в котором среди людей (племени Айыы) живут иччи (духи). Приз за развитие киноязыка в традициях национальной культуры.

  • «Че, обнимемся?» Анастасии Кузиной (ВГИК)

О семнадцатилетнем Степе, попавшем в колонию за убийство обидчика мамы. Теперь о мечтает об одном: о встрече с мамой. Но на свидания приезжают другие мамы — с пирожками, соленьями, с прикосновеньями, заботой. Мама Степы на письма не отвечает. А самого Степу нещадно ночью и днем избивают. За то, что деньгами за работу не делится. Все маме отсылает. Бьют так, что мир вокруг кровавой пеленой застилается. Мы увидим эту страшноватую маму, с ее нелюбовью, с колкими режущими словами: чтоб сдох-отвял-не мешал жить.

Кадр из фильма «Че, обнимемся?»

Кадр из фильма «Че, обнимемся?»

И скрючится подросток на койке карцера эмбрионом, укрытый красным маревом. Закроет голову окровавленными руками. И покажется ему, что голова его — на маминых коленях, она гладит его волосы и поет колыбельную (такой же финал был в «Волчке» Василия Сигарева про беспутную и безжалостную мамашу в исполнении Яны Трояновой). Там тоже был узкий просвет катарсиса в черном коридоре финала — мамина колыбельная.

Читайте также

Чушпаны нашего времени

Кинособытие года — сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Лариса Малюкова — о феномене проекта, которым восхищаются так же сильно, как хотят запретить

***

«Кинопроба» — форум-практикум. С утра до вечера помимо показов: лекции, мастер-классы, питчинги.

На моей лекции в Ельцин-центре «Российское кино. Продолженное настоящее» была особая аудитория. После рассказа об основных тенденциях современного российского авторского кино возникла дискуссия — отчего сегодня в нем отчетливо доминирует женское начало.

Версии такие. В отсутствие возможности говорить о внешнем мире, женщина, которая больше связана с природой, биологией, детьми, а значит, не только с настоящим, но и с будущим, — рассказывает истории чувств с повернутым зрачком внутрь.

Доцент Уральского университета уточнила свою точку зрения. Во времена излома, кризиса постепенно отменяется цивилизационное поступательное развитие, преемственность — во всех областях культуры, кинематографа в том числе. А женщины-режиссеры словно с белого листа снимают кино про себя, из себя.

Одним из самых интересных был мастер-класс Константина Бронзита. Дважды оскаровского номинанта и прочее…

Если исходить из постулата «Кино не может быть лучше, чем сам автор», то в случае Кости это подтверждается. Чаще всего лауреат-прелауреат говорит о том, что не получилось в его картинах. Почему не вышло. Как упустил возможность сделать такую сцену — и описывает ее в красках.

Он делает такое разное кино, будто каждый раз это другой автор с иной стилистикой. Я думала, так — само время просит. Оказывается, совершенно осознанно. Каждая история требует своего дизайна.

Он и придумывает каждый раз — мир с чистого листа: графический, красочный, абсурдный… Но с точными реалистическими деталями и достоверной психологической мотивацией героев.

Константин Бронзит:

— Из меня режиссера слепил мой учитель, ученый и культуролог Анатолий Прохоров. Чтобы ваше творчество менялось, становилось лучше себя предыдущего, надо двигаться вперед. Ты должен быть озабочен не фильмами, а собой, собственным ростом. Делать сегодня то, что продвигает тебя по отношению к себе вчерашнему. В процессе работы над собой меняется фильтр. Ведь идей всегда много, но большинство из них — мусорные. Вот фильтр и нужен автору и режиссеру, чтобы этот мусор отсеивать. Мы, конечно, все придумываем из головы. Но у всего придуманного есть корни. Без этих корней не может быть и зрительской эмпатии. Соучастия.

Снова смотрела «Мы не можем жить без космоса», небольшой фильм, который он делал четыре с половиной года. Было 24 минуты. Он выбросил девять! В этом фильме о беззаветной, бескорыстной дружбе взахлеб двух космонавтов поражает снайперская точность в деталях. Глухой стук их прощального рукопожатия — потому что они оба в скафандрах. Или на тренировке они парой парят внутри центрифуги, один теряет высоту, и другой незаметно поддерживает его за руку.

Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса»

Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса»

Когда выберут в полет одного, и ракета взлетает, у другого — по щеке внутри скафандра от напряжения и волнения катится капля пота.

А знак гибели — подаренная другом книжка «Мы не можем жить без космоса», обугленная — она одна летит в звездном небе.

«Представляете, — говорит он, — каким был бы плохим этот фильм… будь он на 9 минут длиннее». Вот такой фирменный бронзитовский фильтр. Настоящий мастер-класс.

P.S.

Даже наша работа жюри тоже, по сути, оказалась семинаром. Когда обсуждение — продолжение кино. Хочу сказать за это спасибо коллегам: российскому режиссеру Павлу Мирзоеву, известному якутскому режиссеру Эдуарду Новикову, директору казахстанской Turan Film Academy Аяну Найзабекову, актеру Театра на Литейном Сергею Гамову.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

Разбитое корыто у Жемчужной реки

Что происходит с новой картиной Романа Михайлова

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow