КомментарийПолитика

От Ya до Z

Как российские власти пытаются внедрить цензуру и пропаганду на ведущие информационные платформы

От Ya до Z

Петр Саруханов / «Новая газета»

1,7 миллиона ссылок было удалено из Google по требованию Роскомнадзора с начала СВО. Требований об удалении было намного больше, но далеко не со всеми корпорация согласилась. РКН требует соблюдения фактически введенной цензуры от международных корпораций — а параллельно российская пропаганда интегрируется в их рекомендательные системы. Но говорить о победе российских властей в битве с Google неверно. Достоверно другое: они прекрасно понимают, что без цензуры и искусственного продвижения пропаганда окажется бессильной. И не жалеют ресурсов.

Свобода за 50 миллиардов

В октябре арбитражный суд Москвы признал российскую «дочку» Google банкротом — по ее собственному заявлению. Размер требований кредиторов компании составлял почти 53,6 млрд руб. Основу этой долговой массы составили штрафы, выписанные российскими властями за неудаление нежелательной для них информации.

Крупнейший из них превысил 21,77 млрд и был назначен в сентябре 2022 года. Дикая сумма — потому что штраф оборотный (Google стал первой IT-компанией, получившей его в России, впервые это случилось с поисковиком в конце 2021 года, тогда он составил 7 млрд).

По закону такой штраф может составлять до 10% годовой выручки корпорации в России. Столько, по мнению российских судов, стоит свобода YouTube, — компании вменили именно неудаление роликов с видеосервиса. По версии РКН, спорный контент был посвящен СВО, экстремизму и «инструкции по изготовлению взрывчатых веществ».

В последние три года Google регулярно штрафовали за неудаление запрещенного контента. Например, в 2021 году Роскомнадзор составил в отношении компании 21 протокол за 2600 материалов.

Разбирались и внесудебными способами: неполадки в работе «Google Новостей» были зафиксированы в России 24 июня — в день пригожинского мятежа. Роскомнадзор анонсировал блокировку news.google.com еще в марте 2022 года — под предлогом распространения фейков об СВО. Но в целом пока ресурсы поисковика и его подсистем доступны в России. Как и «Новости», где в рекомендациях самые разные ресурсы — от независимых и зарубежных до прогосударственных.

Война Роскомнадзора с Google стала самым эпическим цифровым сражением после неудачной блокировки Telegram. При этом, теряя бизнес и выплачивая грандиозные суммы в российский бюджет, мировая корпорация долгое время оставалась крупнейшим усилителем для российской пропаганды. Именно с ресурсов Google провластные медиа получали миллионы пользовательских переходов. «В день 3,5 миллиона переходов с Google Discover на «Комсомольскую правду», — отмечал в разговоре с «Новой» IT-эксперт, экс-глава «Яндекс-Новостей», создатель новостного агрегатора The True Story Лев Гершензон*.

Пользователи русскоязычного сегмента интернета по умолчанию направлялись алгоритмами даже на источники, контент которых сам же Google ранее принял решение заблокировать на YouTube (например, «Царьград» или RT). Они получали от ресурсов компании несколько миллионов кликов в день.

Активный рост числа рекомендаций таких медиа от Google аналитики отметили с февраля 2023 года. Феномен объяснялся прежде всего работой предустановленного на смартфоны на платформе Android приложения Google Discover. Это персонализированная лента контента, доступная для всех мобильных пользователей в приложении Google App, на устройствах Android и на сайте Google.com во всех мобильных браузерах (при входе в аккаунт).

По сути, Discover это обновленная и улучшенная версия Google Feed (ленты новостей), которая была презентована в 2017 году. Ее еще сравнивают с российским «Дзеном». Позже ленту усовершенствовали, в обновлении упор шел на искусственный интеллект Google News, который позволил бы подбирать индивидуальный контент под интересы каждого пользователя.

Что попадает в рекомендации: новости, тренды, аналитические сводки, статьи из блогов и интернет-магазинов, а также видеоролики c YouTube.

Фото: Robin Utrecht / ABACAPRESS.COM

Фото: Robin Utrecht / ABACAPRESS.COM

Владельцы сайтов не могут напрямую повлиять на попадание своего контента в ленту. Единственное, над чем они могут работать, — качество, актуальность и польза, скорость отрисовки первой страницы — чисто техническая часть.

Но именно она доставляет сложности на пути к пользователю заблокированным в России сайтам — их загрузка проблематична, а значит, и рейтинг в рекомендациях ниже.

Мы обратились к соучастникам «Новой газеты» с просьбой помочь нам подтвердить или опровергнуть наблюдения Льва Гершензона. Обработали 620 ссылок и получили некоторые цифры. Для начала: ни одного «Царьграда» нашим соучастникам не встретилось. Больше всего — 127 одиночных ссылок — вели на самые разные сайты, которые не дублируются, рандомные. Из тех же, которые повторяются, на первом месте IXBT (29 раз) — этот сайт позиционирует себя как крупнейший ресурс о технике и технологиях в Рунете. Потом — «Фонтанка» (26 раз), URA.RU (24), «Ведомости» (24), «Дзен» (23). Из ресурсов «Комсомолки» встретился только их спортивный сайт — sportkp. Гипотеза о том, что Google вовсе перестал рекомендовать независимые СМИ, не подтвердилась. Из независимых, а также тех, кто попал под клеймо «иноагентов» или «нежелательных», по 5 раз встречаются ВВС и «Радио Свобода»*, по одному Meduza**, «Дождь»**, «Новая газета».

Для чистоты эксперимента мы отправились за «нулевым» андроидом. Что предложит их пользователям предустановленная программа? Ничего определенного, пока человек не войдет в свой аккаунт Google. На «нулевых» телефонах рекомендации тоже есть, но они совершенно разные даже на рядом стоящих на прилавке аппаратах. Рекомендации «под себя» привязываются к аккаунту Google и/или настраиваются. Тогда как объяснить то, что люди, далекие от правых или лоялистских взглядов, которые вряд ли ищут информацию на ресурсах пропаганды, все равно получают ее в рекомендациях?

В России 85 миллионов смартфонов, и более 80% из них — на базе Android с предустановленным браузером Chrome. Каждый человек, который заходит в интернет с такого устройства, по умолчанию видит рекомендации «Гугла». То есть 60 миллионов российских владельцев Android-смартфонов, использующих браузер Chrome, ежедневно получают пропаганду из источника, которому привыкли доверять как независимому.

Эксперты называют возможную причину: контролируемые государством поисковые системы в России (летом 2022 года «Яндекс-Новости» стали частью VK) намеренно увеличивают трафик пропагандистских проектов. Например, с ноября-декабря 2022 года из «Дзена» каждый день фиксировалось больше двух миллионов переходов на «Царьград». А алгоритмы Google распознавали этот поддельный трафик как истинный — и рекомендовали «авторитетные ресурсы» пользователям.

Таким образом, искусственный интеллект Google был обманут российскими технологиями. Компания, которая заплатила миллиардные штрафы за свободу слова, стала инструментом пропаганды.

Мы просили прокомментировать это председателя совета директоров владельца Google — компании Alphabet Джона Хеннесси, но не получили ответа. Позднее в комментарии на эту же тему, данном Bloomberg, представитель корпорации Меган Фарнсворт заявила, что Google существенно ограничил использование российских государственных СМИ в своих продуктах, включая Discover: «Этот контент поступает из открытой сети, но мы стремимся отображать контент, который демонстрирует опыт, авторитетность и надежность». В сентябрьском докладе Google заявил об эффективной борьбе с информационными операциями России, которые направлены на формирование поддержки СВО.

К зиме 2023 года «Комсомольская правда» и «Царьград», как заметили журналисты, действительно лишились миллионов просмотров в новостной ленте Google Discover, а число переходов на сайт «Комсомолки» упало с 15 млн до 72 тысяч. У «Царьграда» осталось 13 тысяч переходов из двух с лишним миллионов.

Фото: Sergei Savostyanov / TASS

Фото: Sergei Savostyanov / TASS

300 тысяч блокировок в сутки

Если обман вот-вот будет раскрыт, как исправить дело? В открытом мире пропаганда не выдерживает конкуренции — именно поэтому 2022–2023 годы стали рекордными по числу блокировок независимых СМИ в России. РКН регулярно отчитывался о тысячах заблокированных страниц. Основное внимание ведомства было сконцентрировано на «фейках об СВО». За два года регулятор заблокировал сайты не менее 300 СМИ, а с апреля 2022 года заблокированные медиа перестали показывать в поисковой выдаче российские поисковики: «Яндекс», Mail.ru и Rambler. Но что делать с неподконтрольным Google?

По правилам размещения контента на ресурсах корпорации его могут удалить, если получат официальное уведомление о том, что он нарушает ряд законов той или иной страны. Google утверждает, что эти вопросы внимательно исследуются, и в ряде случаев компания отказывается удалять контент. Уведомления о результатах удаления ежедневно направляются в базу данных проекта Lumen, принадлежащего Центру Беркмана–Кляйна, где регистрируются случаи ограничения свободы слова в интернете.

Благодаря Lumen мы выяснили количество запросов на удаление информации, поступивших от Роскомнадзора. С 24 февраля и до конца декабря 2022 года РКН подал запросы на удаление 1 049 484 URL-адресов только на основании закона о VPN (в ноябре 2017 года в России был принят закон, который обязывал блокировать сайты с ограниченным доступом). С начала 2023-го и по 20 сентября 2023 года мы увидели еще 618 523 аналогичных адресов.

В общей сложности на основании закона о VPN с начала СВО к началу осени было удалено 1 668 007 URL-адресов. К сожалению, содержание и список URL-адресов Google не публикует, так как это запрещает российское законодательство (приказ Роскомнадзора от 25 октября 2017 г. № 217).

В 2022 году заметно аномально большое количество удаления URL-адресов за два дня. За 8 и 9 ноября 2022 года Роскомнадзор удалил 601 736 адресов, и это больше половины годового объема. Что происходило в эти дни и так напугало регулятор?

Отвод российских войск из Херсона. 9 ноября генерал Суровикин предложил оставить город, мотивировав это невозможностью полноценного снабжения обороны. Суровикина поддержали Евгений Пригожин и Рамзан Кадыров. Сергей Шойгу поручил военным «приступить к отводу войск за Днепр». Это событие бурно обсуждалось как в медиа, так и в сетевом сообществе, причем самыми активными критиками армейского руководства стали самые лояльные СВО персонажи. РКН бросился на зачистку интернета именно тогда. Кстати, тогда же, по данным Льва Гершензона, начался рост переходов на пропагандистский URA.RU.

Мы направили в Google запрос с просьбой рассказать, какой контент чаще требуют удалить российские власти и в каких случаях их требования удовлетворяются. Но ответа не получили. Однако частично эту информацию можно найти в «Центре прозрачности» компании. В его отчетах с 2011 года можно отследить, из каких стран, в каком количестве и с каким обоснованием поступают запросы государственных органов на удаление контента.

Компания заявляет, что если речь о решениях судов, их все равно проверяют на достоверность и обоснованность. В некоторых случаях подается апелляция, хотя в целом корпорация признает полномочия судов определять, является ли контент противозаконным.

Число запросов из России сильно увеличилось в 2022 году, но далеко не всегда они удовлетворялись. Например, как сообщает «Центр прозрачности», компания в 2022 году получила от Роскомнадзора запросы на удаление с YouTube 27 видео, содержащих в большинстве случаев информацию, связанную с боевыми действиями на территории Украины: «политические высказывания, официальные новостные сюжеты и комментарии от популярных блогеров». За отказом последовал один из крупных штрафов.

Также не удовлетворен запрос на удаление из Google Play приложений «Дождя» и «Эха Москвы». Роскомнадзор утверждал, что оба приложения «целенаправленно и систематически» распространяли недостоверную информацию о происходящем на территории Украины, включая сведения о численности погибших российских солдат и жертвах среди гражданского населения.

Ответ был таков: «Мы не ограничили доступ к приложениям отчасти потому, что нам не удалось обнаружить в указанных приложениях всю ту информацию, на которую ссылался Роскомнадзор в своем уведомлении». То есть фактчекинг Google несколько отличается от фактчекинга РКН.

Фото: mago-images.de

Фото: mago-images.de

А вот пример удаленного контента: «Мы получили от Роскомнадзора запросы на удаление c YouTube 12 видео и 2 каналов, содержащих призывы к протестам в России. Данные призывы объяснены авторами общей неудовлетворенностью действиями правительства. Мы ограничили доступ к 5 видео на YouTube в России в связи с содержащимися в них призывами к насилию».

Еще пример. Запрос на удаление с YouTube 63 видео и комментариев, связанных с частичной мобилизацией. В результате доступ для российских пользователей был ограничен лишь для одного из них, так как в нем рекомендовалось использовать яд, чтобы избежать встречи с военкомом.

Любопытно, что запросы РКН были связаны не только с российско-украинским конфликтом, но и, внезапно, с Китаем. 

В конце января 2022 года Роскомнадзор добавил в реестр запрещенных сайтов 636 URL, содержащих сведения о председателе Китайской Народной Республики Си Цзиньпине. Некоторые из них вели на статьи Википедии о господине Си на английском, китайском, корейском, румынском, русском, турецком и узбекском языках, а другие — на тексты о нем же в The Economist, The New York Times, DW*, France 24 и BBC. В обоснованиях их внесения в реестр не указано ни названия ведомства, запретившего контент, ни номеров соответствующих решений. Google сообщает, что не исключил из результатов поиска 352 ссылки, потому что не было предоставлено достаточно информации о причинах блокировки. Остальные 284 не были проиндексированы в Google Поиске.

Ya русский

Российским пользователям без использования сервисов обхода блокировок реально доступны две свободные площадки: Telegram, бой с которым был проигран РКН, и YouTube. Очевидно, популярность видеоплатформы у российских пользователей слишком велика, решение о блокировке будет трудным. В конце концов клеркам РКН ведь тоже придется объяснять собственным детям и женам, куда делись любимые мультики и кулинарные блоги. RuTube так и не удалось стать полноценной альтернативой, он остался нишей для изгнанных с главного видеохостинга мира пропагандистов вроде Владимира Соловьева. VK Play также недотягивает по контенту. Однако с большой вероятностью провайдеры в России уже начали тестировать «прокладку» для фильтрации YouTube, чтобы отсекать нежелательный контент, а пироги и котиков — пропускать. О возможной «мягкой блокировке» с помощью домена ytonline.ru рассказал директор Общества защиты интернета Михаил Климарев* — по его версии, «это действительно как YouTube, только с другой оболочкой». Но вот насколько работоспособным будет такой отечественный прокси-ресурс, предсказать трудно. Ведь попытки создать альтернативу поисковым гигантам в России успеха не достигли.

Печально известна история «Спутника» — отечественного поисковика за 2 млрд, так и не прижившегося и в результате закрытого. Его создавал «Ростелеком» по поручению правительства и презентовал 22 мая 2014 года. В июле 2016 года по результатам поиска «Спутника» переходили 4,1 тыс. человек в сутки, в то время как из «Яндекса» — 74,2 млн. Чистый убыток ООО «Спутник» в 2017 году составил более 50 млн рублей. Три года спустя поисковик прекратил деятельность, с ним умерли и мобильные приложения «Мой дом», «Лекарства» и «Спутник: Браузер». Основательно забытый частный российский поисковик «Апорт» жив до сих пор, но превращен в прайс-агрегатор.

Успешным проектом стал лишь «Яндекс», хотя и тот де-юре — голландский. Он, впрочем, тоже получил «господпорку», когда производителей телефонов и планшетов обязали устанавливать его продукты по умолчанию в загруженный браузер. 

Правительство тогда наградило российских пользователей целым букетом предустановок: «Яндекс.Браузер», поисковик «Яндекс», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Диск», «Почта Mail.ru», «Госуслуги», голосовой ассистент «Маруся», «Новости Mail.ru», «ВКонтакте» и, неожиданно, винтажный мессенджер ICQ и «Одноклассники» (удивительно, но в 2022 году этой соцсетью ежемесячно все еще пользовались 36,5 млн россиян).

«ВКонтакте» под руководством Ковальчуков стал удачным примером популярной (86% российской интернет-аудитории) и всецело контролируемой площадкой, которая доставляет и пропаганду пользователям, и пользовательский контент — правоохранительным органам. Но все же платформа не сугубо новостная, на нее заходят больше для общения и развлечения, чем за политинформацией.

Если свое сгенерировать не удается, нужно взять или купить чужое — и перелицевать.

Выбор пал на продукты «Яндекса» как наиболее успешной отечественной разработки. Его агрегатор «Новости» был создан в 2000 году. По подсчетам компании, ресурс ежедневно посещали более 10 млн пользователей. В октябре 2021 года «Яндекс.Новости» начали маркировать сообщения СМИ-«иноагентов».

К тому времени уже функционировала платформа «Дзен» — сервис персональных рекомендаций. По итогам 2021 года у сайта было 2,3 млн активных пользователей в день. В марте 2022 года «Яндекс.Дзен» ограничил доступ к контенту для иностранных пользователей. Компания объяснила такое решение «невозможностью обеспечить высокое качество персонализации на других языках».

«Дзен» длительное время был агрегатором самого разного контента, каналы на нем вели даже независимые СМИ (пока их, как канал «Новой», внезапно не блокировали).

Вот эти платформы с уже сформированной аудиторией и приглянулись власти. Нет, формально никто ничего не отжимал, а руководству компании не выкручивали руки. Все взаимно выгодно. Не было даже продажи — был обмен.

12 сентября 2022 года была закрыта сделка, в рамках которой «Яндекс» и VK обменялись активами. VK забрал «Дзен» и «Новости» и зарегистрировал переход прав на товарный знак «Дзена».

Сервисы, которые раньше были представлены на главной странице «Яндекса», переехали на dzen.ru. Но от «Яндекса» на «Дзене» остались поисковая строка и погода. Именно это, кстати, заставляет некоторых пользователей считать, что они по-прежнему на «Я» — внешне-то похоже.

Тут вообще есть что-то от ловкости рук: при клике на привычную ссылку yandex.ru, которая больше не является главной страницей поисковика, происходит переадресация на портал dzen.ru, подконтрольный VK.

Власть приобрела не только контроль над самым популярным (в 2023 году аудитория «Дзена» составляла 81 млн человек в месяц) российским агрегатором контента, но вдобавок получила в распоряжение его внешние атрибуты и даже маршрут, которым люди привыкли на него приходить.

Тут, как и с «Гуглом», — подмена. Только в первом случае были обмануты алгоритмы, искусственный интеллект, а здесь в некоторое заблуждение вводится живой человек. Который, если не интересуется сделками в мире IT, в жизни не догадается, что он пришел вовсе не на ресурс условно независимого «Яндекса», а на подконтрольный власти VK. Произошла переуступка права на ваш интеллект, время, внимание.

На оригинальном «Яндексе» (теперь он по адресу ya.ru) о «Дзене» не напоминает ничего — на его «морде» вообще нет никаких новостей, поисковик с ними совершенно разведен. «Новости» и «Дзен» исчезли и из приложений «Яндекса» для мобильных устройств на операционных системах iOS и Android.

VK взамен передала «Яндексу» 100% сервиса доставки готовой еды и продуктов Delivery Club, который ранее выкупила у «О2О Холдинга». Delivery перешел на единую технологическую платформу с «Яндекс.Едой». Власти достался «телевизор», бизнесу — «холодильник».

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Цинично, но логично.

Сервис «Новости» переехал на «Дзен» и продолжает работу. На его главной странице можно увидеть такой топ: «Взлет F-16 с баз Польши и Румынии приравняется к участию в конфликте», «Директора омской школы обвинили в отказе установить доску с именем ветерана СВО», «Элитная бригада ВСУ оказалась на грани разгрома из-за нехватки боеприпасов», «Кадыров заявил, что его сын «счел бы за честь» наказание за избиение Журавеля». Основные рекомендации такие: РИА «Новости», «Регнум», «Газета.ру», «Российская газета»…

Если хотите читать каналы, забудьте об анонимности: VK внедряет единый учет подписчиков, и чтобы подписаться на какой-либо канал в «Дзен», нужно авторизоваться.

«Яндексу» обменять доставку контента на доставку еды было в известной степени выгодно: информация — вещь нынче опасная, либо работай по спущенным сверху правилам, либо потеряешь все, попав под блокировку. А международной корпорации всецело работать на идеологию было бы не с руки (основатель «Яндекса» Аркадий Волож все равно, впрочем, попал под санкции, хоть и ушел из компании). А так компания сохранила репутацию, а государство получило в ручную модерацию огромную долю контента, доступного россиянам. С учетом блокировок альтернативной информации система почти идеальная.

* Минюст РФ считает «иноагентом».

** Признан в РФ «иноагентом» и нежелательной организацией.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow