КомментарийОбщество

«Хельсинки» не опускают флаг в России

Правозащитники обсудили, есть ли будущее у их движения в стране и в мире

«Хельсинки» не опускают флаг в России

Офис правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа» (МХГ). Фото: Александр Козаков / Коммерсантъ

В воскресенье, 17 декабря, в Москве и «удаленно» прошла традиционная ежегодная встреча российских правозащитников. Еще недавно такие съезды, приуроченные ко Дню прав человека (10 декабря), проводились старейшей и наиболее уважаемой из российских правозащитных организаций — Московской Хельсинкской группой (МХГ) — в гостинице «Космос» в течение 2–3 дней. Но в январе 2023 года МХГ была ликвидирована судом, и ее участники объявили о создании сообщества (без регистрации) — Российской Хельсинкской группы в составе Международной Хельсинкской ассоциации по защите прав человека.

Лев Пономарев* из Парижа, Александр Черкасов откуда-то оттуда, Наталия Евдокимова и Елена Шахова из Санкт-Петербурга, Сергей Давидис из Вильнюса, Марина Литвинович и Юрий Чемодуров из Москвы, Роман Качанов из Екатеринбурга, Владимир Жилкин из Тамбова, Татьяна Котляр из Калуги и другие (включая специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в РФ Марианну Кацарову) — обсудили, чем им теперь заниматься и есть ли будущее у правозащитного движения в России и в мире.

А это вопрос. Нынешняя встреча, которую организовала бывший исполнительный директор МХГ Светлана Астраханцева и модерировал член правления Дмитрий Макаров, оказывается тем более важным событием, чем меньше возможностей остается у тех, кто продолжает заниматься защитой прав человека в России. Объяснение этого противоречия и новой ситуации требует краткого экскурса в теорию и историю вопроса.

1 августа 1975 года СССР в рамках создаваемой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) подписал «Хельсинкский акт», включавший в себя, наряду с положениями о разоружении и международной торговле (что было крайне выгодно тогдашнему руководству СССР), также так называемую третью корзину, содержащую обязательства по соблюдению прав и свобод человека. В отличие от «победы советской дипломатии на международном уровне» в целом, содержание «третьей корзины» в СССР не афишировалось, но советские диссиденты, среди которых были Андрей Сахаров, физик Юрий Орлов, Лариса Богораз, Людмила Алексеева и другие, создали Московскую Хельсинкскую группу, организовали мониторинг соблюдения прав человека в СССР и издание регулярной машинописной «Хроники текущих событий». За это они были подвергнуты репрессиям, но в 1989 году МХГ в России была воссоздана.

Людмила Алексеева. Фото: википедия

Людмила Алексеева. Фото: википедия

Человек-легенда Людмила Алексеева, возглавившая МХГ после своего возвращения из вынужденной иммиграции, всегда декларировала, что «правозащитная деятельность не является политической», поскольку-де не связана с борьбой за власть.

В этом было и известное лукавство Людмилы Михайловны, и мимикрия еще советских времен, но также и доля правды — до тех пор, пока такая деятельность (при президенте Ельцине) не встречала противодействия со стороны государства. Однако эта уловка не могла обмануть администрацию Путина: защита прав человека все более превращалась в борьбу не за власть, но, по сути, против власти — поскольку их попрание превращалось в систему и даже в краеугольный камень особой российской «государственности». Первой жертвой законодательства об «иностранных агентах» стали именно правозащитные НКО, что заставило, в частности, МХГ отказаться от иностранного финансирования и значительно сократить размах своей деятельности.

Под термином «права человека» в Хельсинкском акте, как и во Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года, как и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, к которой РФ присоединилась в 1998 году, подразумеваются именно политические права — в первую очередь свобода слова, собраний, совести (убеждений), передвижения и право на справедливый суд. В отличие от Европейской конвенции, Хельсинкские соглашения, как и Декларацию ООН, Россия не денонсировала — впрочем, и выход из Совета Европы в 2022 году в правовом смысле не освобождает государство от соблюдения прав и свобод граждан, закрепленных в неизменяемой главе 2 Конституции РФ.

Ликвидация МХГ, Сахаровского центра* и правозащитного центра «Мемориал»* фактически поставила защиту прав человека в РФ вне закона — многие из тех, кто принял участие во встрече 17 декабря, сами лишены политических прав и возможностей официально обращаться в государственные органы: объявлены «иностранными агентами» или потенциально причастными к деятельности «нежелательных в РФ организаций». Политическая власть объявила доктрину прав человека инструментом вмешательства во внутренние дела России со стороны растленного «Запада» — пропаганда активно педалирует расцвет «политкорректности» в отношении ЛГБТ**, что шокирует значительную часть консервативного российского общества (допустим, с умеренной оценкой такого перекоса я, как человек из 70-х, даже согласен).

Между тем аргумент о «вмешательстве во внутренние дела» лукав: рассуждая от противного, невыезд кемеровских полицейских по вызову соседей девушки, убитой в 2020 году будущим участником СВО Владиславом Канюсом, в такой логике надо рассматривать, видимо, как правомерное «невмешательство во внутренние дела». Иногда вмешательство со стороны оправданно, тем более что приоритет прав человека перед национальными законами закреплен в международных актах, под которыми де-юре стояла и стоит подпись РФ. Такой приоритет и есть стержень доктрины прав человека, закрепленный соглашениями наиболее развитых стран после победы над фашизмом.

С другой стороны, российское государство старается перехватить правозащитную повестку, как оно это делает по отношению ко всем движениям, способным привлечь сторонников. Изменения, происшедшие в составе СПЧ, в активности уполномоченных по правам человека в регионах и в составе ОНК (общественных наблюдательных комиссий, члены которых по закону допущены в места лишения свободы), «компенсируются» усилением внимания — во всяком случае на уровне риторики — к так называемым социальным правам граждан.

Забота о «социальных правах», к которой был приучен не только выживший, но ставший еще более зависимым от подачек из бюджета «хомо советикус», широко используется в пропаганде (включая ожидаемую предвыборную), но на самом деле здесь подмена терминов.

«Социальные права» — не более чем обязательства государства, которые оно должно выполнять по отношению к своим гражданам без какого-либо давления со стороны правозащитников и тем более международных организаций.

Именно так эти гарантии рассматриваются на «растленном Западе», где социальные вопросы начиная с конца XIX века никогда не уходили из законодательной повестки, а, например, в нацистской Германии рассматривались даже как приоритетные.

Права человека и социальные права — просто разные институты, и их противопоставление друг другу — демагогия. Между тем, на мой взгляд (хотя я ни разу не правозащитник), именно увлечение со стороны традиционных правозащитных организаций защитой социальных прав на фоне возрастающих рисков реализации прав политических — и привело к тому кризису и падению интереса к нему со стороны молодежи, которые российское правозащитное движение переживало в последние годы. На поле социальных гарантий частные лица не могут (и не должны) конкурировать с государством, хотя правозащитники могут и должны уличать последнее в неисполнении им социальных гарантий.

Офис правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа» (МХГ). Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Офис правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа» (МХГ). Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

В доктрине прав человека важны оба члена формулы: не только права, но и «Человек», его индивидуальная личность. Эта доктрина восходит к христианству с его вниманием к Человеку, чему РПЦ, обслуживая Кремль, противопоставляет принцип соборности. Но и тут шулерство: российские религиозные мыслители, в отличие от общинности и круговой поруки, «соборность» трактовали как такую общность, которая не растворяет личности и не отрицает их особенности (они существуют «нераздельно и неслиянно»).

Есть индивидуальные особенности, которые в значительной мере обусловлены рождением в той или иной стране в то или иное время (на самом деле — социализацией в той или иной культуре). Можно говорить и о сумме отдельных человеческих воль, которую выявляет честное и осознанное голосование. Но не существует коллективных субъектов: «русские», «немцы», «пролетариат», «католики» и т.д., которыми оперируют политики-популисты и пропагандисты. Это фикция, опасность которой ХХ век продемонстрировал, как никакой прежде.

Читайте также

Без визга

Чем важно заявление бывших членов СПЧ по поводу ликвидации Московской Хельсинкской группы

На мой взгляд (хотя тут со мной не согласятся многие участники встречи 17 декабря), ситуация, в которой правозащитники и журналисты в спорах и конфликтах с государством уже никому не могут помочь, вновь редуцирует их задачи (как это было и в момент создания Московской Хельсинкской группы) только до политических прав российских граждан. В этом наши возможности сегодня невелики, но крайне важно не опускать флаг в России. На нем должны быть начертаны всего несколько слов: «Человек и его достоинство».

Политкорректность, поиск индивидуальной идентичности и «новая этика», так увлекающие (возможно, даже слишком — если бы речь шла о «нормальной стране») поколение, за которым завтра, — это прежде всего про достоинство.

Требовать уважения к человеческому достоинству — это и есть сегодня для нас единственно возможная «политика».

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

** Решением суда признано экстремистским.

Читайте также

У каждого народа — свои герои

Московская Хельсинкская группа вручила свои последние (пока) законные премии

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow