КомментарийКультура

Взрослые-нарциссы и дети-интроверты — все в опасности

Что смотреть в кино и на платформах в декабре-январе

«Великая магия» Моретти

Кадр из фильма «Великая магия»

Кадр из фильма «Великая магия»

21 декабря на экраны выходит «Великая магия» Нанни Моретти — лауреата «Золотой пальмовой ветви» и приза за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля.

В последнее время многим особенно хочется в кинотеатре чего-то отвлекающего, убаюкивающего, сентиментального, необязательного.

Значит, вам к Моретти.

В его новой картине знаменитый кинорежиссер Джованни (Нанни Моретти) начинает съемки фильма о бродячем цирке (дух Феллини по-прежнему назойливо веет над итальянским кинематографом) — как он полагает, очередного шедевра.

Но все как-то не складывается. Жену — по совместительству продюсера (Маргерита Буй) — переманивает другой, более успешный режиссер. Актриса видит роль и историю совершенно иначе. Продюсеры недовольны.

Моретти («Комната сына», «У нас есть Папа!») после большого перерыва становится хедлайнером фильма, играя одержимого режиссера на грани нервного срыва. Киноистория к тому же разворачивается на фоне глобальных и местных политических катаклизмов. Советские танки входят в Венгрию, из-за чего венгерский бродячий цирк, оказавшийся на гастролях в Италии, объявляет забастовку — в знак солидарности. А Джованни так на них рассчитывал!.. Итальянские коммунисты не могут решить дилемму: поддержать советских товарищей или своих венгерских гостей?

Цирк со слонами, коммунизм с танками и киносъемка с револьверами — всё ради того, чтобы эгоцентричный (вопрос, талантливый ли) герой-нарцисс на вершине собственной славы и в пропасти творческого кризиса осознал необходимость связи с другими. С близкими.

Кадр из фильма «Великая магия»

Кадр из фильма «Великая магия»

Для развлечения зрителей — сама киносъемка, подшучивания над последним убежищем кинематографистов — Netflix, над активным вторжением в европейское кино корейских продюсеров (французского продюсера играет Матье Амальрик) и даже попытка остановить сцену убийства… на съемочной площадке. Мол, сколько можно неоправданного насилия! А еще отсылки к классике вроде «Погони» Артура Пенна или «Лолы» Жака Деми, которую Джованни обязательно смотрит перед началом съемок каждого своего фильма.

Оригинальное название картины — «Свет будущего», или «Светлое будущее». Но Моретти явно тоскует по прошлому, как и его архаичное, сбивчивое кино о кино.

Байопик «Феррари»

Кадр из фильма «Феррари»

Кадр из фильма «Феррари»

С 21 декабря в кинотеатрах можно смотреть «Феррари».

Небезупречно, но впечатляюще, со страстью скроенный байопик. Майкл Манн («Охотник на людей», «Схватка», «Соучастник», «Авиатор») пытался снять этот фильм на протяжении двух десятилетий.

Адам Драйвер снова играет знаменитую харизматичную персону (до этого был Гуччи), предъявляя экрану портрет легенды автогонок в момент двойного кризиса — личного и профессионального.

Здесь есть кульминация — грандиозная драматичная гонка Милле Милья 1957 года. Знаменитая гонка на выносливость по дорогам общественного пользования, своего рода Каннский кинофестиваль для автомобилей, возносящий на пьедестал то одну, то другую марку. 

В 1957-м Mille Miglia была закрыта после аварии, унесшей жизни 28-милетнего гонщика Альфонсо де Портаго, его штурмана Эдмунда Нельсона и еще 11 зрителей, пятеро из них — дети. Предположительно причиной трагедии послужил взрыв колеса с изношенной шиной. Всю вину за произошедшее возложили на команду Ferrari, за которую выступал Портаго, вовремя не заменивший колеса на пит-стопе, чтобы сэкономить время. Пресса обвинила в трагедии команду Ferrari, что в конечном счете привело к судебному иску и уголовному расследованию.

А еще в фильме неожиданно проникновенный финал, который непременно растрогает зрителя.

Майкл Манн — мастер создавать сложные сюжетные линии, хотя он заметно подрастерял былой зашкаливающий документальный стиль, не слишком его интересуют и формальные эксперименты. Возможно, поэтому коммерция в этот раз проиграла гонку искусству.

Но следить за этим поединком все равно интересно.

«Белый список»

Кадр из фильма «Белый список»

Кадр из фильма «Белый список»

С 22 декабря на платформе KION — «Белый список».

Про подростковые группы смерти.

Картина вдохновлена непостижимыми и страшными реальными событиями, но прежде всего — серией статей в «Новой газете» Галины Мурсалиевой, о чем авторы рассказывали в своих интервью. Правда, в фильме газета отчего-то именуется «Комсомольской правдой», а известную журналистку превратили в амбициозную, сверхэкспансивную и не вызывающую доверия тетю Наилю Сафину, которая и на компьютере-то печатать не умеет. Такая бог знает что напишет.

Сюжет сплетает линии десятиклассницы Ани, шагнувшей с обледенелой крыши в смерть, и двух сыщиков, которые туманным образом в процессе расследования оказываются связанными с трагедией.

Читайте также

Группы смерти (18+)

С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Как родителям распознать надвигающуюся беду

Динамический и эмоциональный центр фильма — табуированная в современном обществе тема «Подростковые группы смерти». Другое дело, что авторам история «Синих китов» показалась недостаточно увлекательной. И к теме необъяснимого массового подросткового суицида они подключили тему насилия в школах и колледжах, злоупотребления учителями своей властью над детьми.

Выясняется, что никто не знает подлинное число погибших. Что, с одной стороны, вызывает недоверие к текстам журналистов, но с другой — вполне объяснимо: перед смертью дети стирают все свои аккаунты в соцсетях, как велят им кураторы. А новые жертвы объявляются снова и снова.

Кадр из фильма «Белый список»

Кадр из фильма «Белый список»

Более того, имя едва ли не каждого погибшего ребенка становится сетевым мемом, затягивающим в организацию или в смертельную игру очередных жертв. «Она смогла. И ты сможешь».

Следователи вроде бы и открывают дело о доведении до самоубийства, но кто ведет, кто доводит и толкает детей самоубиваться?

Вопрос о том, кто такие эти дьявольские кураторы и зачем им это нужно, так и остается открытым.

А в интернете уже сложилась своя сетевая мифология, связанная с многочисленными «играми» и тайными сообществами вроде «Синих китов».

Главная мысль, которая подспудно высвечивается в фильме, — детям не хватает диалога. В частности — честного доверительного разговора с родителями. Без страха, упреков и наказаний. В подобных сообществах дети ищут взаимопонимания, признания своей уникальности, отдельности. Кроме того, их притягивает тайна. Они из последних сил пытаются доказать, что достойны войти в «союз избранных» — в «Белый список». Им кажется, тогда они точно не будут одиноки.

В титрах есть ссылки на тексты в «Новой». Здесь же дана сухая статистика: в 2019 году в России ежедневно совершали самоубийства 3 подростка, данных за следующие годы в открытом доступе нет.

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

Фейерверки днем

На «Ленфильме» прошел питчинг второй лаборатории «Ленфильм-дебют»

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow