РепортажиОбщество

«Боюсь сгореть. Уснуть и не проснуться»

Репортаж «Новой» из Климовска, который мерзнет уже почти неделю

«Боюсь сгореть. Уснуть и не проснуться»

Рабочие устраняют последствия аварии. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Больше двадцати тысяч жителей микрорайона Климовск в Подольске 4 января остались без тепла в квартирах. Прорвало теплотрассу от котельной Климовского специализированного патронного завода. Дома начали резко остывать — на улице стоял мороз под тридцать градусов. Люди включали обогреватели — из-за скачков напряжения в домах стало отрубаться электричество. В одном из домов включенная на ночь электроплита чуть не привела к пожару.

Власти Подмосковья сообщают, что большая часть многоквартирных домов уже подключена к отоплению, но жители это опровергают, ведь случившаяся авария вскрыла еще одну проблему: старые трубы лопаются, и тепло пропадает. Дома снова замерзают.

«У кого газовая колонка — те радуются»

В спортивном центре «Юность», где спустя двое суток после аварии был разбит пункт временного размещения, — аншлаг.

Шумно и тепло. На первом этаже от входа тянется очередь, больше ста человек, — стоят за бесплатными теплыми одеялами и электрическими обогревателями. Говорят, отстоять очередь можно часа за три.

«Наташ, боюсь, нет. Не хватит нам сегодня», — говорит подруге темноволосая женщина в сиреневом пуховичке, морщится и кивает в сторону коробок с обогревателями. Обогреватели расходятся как горячие пирожки. Казалось, только что было около 20 коробок, через десять минут — уже четыре. «А у нас цветы на подоконнике как поперли на холоде. У вас как?» — спрашивает мужик своих соседок по очереди. «Прям уж. У меня все скукожились. Прям как мы», — хохочет дама рядом с ним.

На втором этаже стоят столы. За ними — бабулечки с тарелками горячих макарон и с салатиками из квашеной капусты. Разливают горячий чай с печеньем. Алкоголь не разливают, но местами им довольно сильно пахнет.

Спортивный комплекс «Юность», где обустроен пункт питания и обогрева. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Спортивный комплекс «Юность», где обустроен пункт питания и обогрева. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

По лестнице медленно пытается подняться Валентина Михайловна, улыбчивая старушка в бежевой шубке. Рассказывает, взяв меня за руку:

— Мы за площадью живем, тепла не ждем пока. Шестой день сегодня. Я сегодня спала хорошо — бутылки пластиковые налила, на газу нагрела, под одеяло себе положила, а мужу грелку нагрела.

Рядом знакомая Валентины Михайловны говорит: «У кого газовая колонка — те радуются».

— А я чего сюда пришла — за обогревателем, — продолжает Валентина Михайловна. — Мы включили наш — и пробки выбило. Он сгорел. Дом уже старый. Теперь у нас в одной половине комнаты свет есть, а в другой половине — нет. Ужас. Нервная система на пределе.

Сплю в шапке и в пуховом платке, халат махровый на себя надену, валенки. Вы знаете, я человек старый, советский, мне кажется, такого просто так не может быть. Либо все так развалено, что ничего не делали. Либо какая-то диверсия, я уже даже не знаю.

Племянница у меня в Москве, каждое утро мне пишет: «Как дела? Тепло дали?» А вчера пишет: «Утром проснулись — окна заледенели. Позвонила в аварийку — там сказали, что труба в подъезде лопнула. А знаете где она живет? Москва. Метро «Крылатское».

Валентина Михайловна уже собирается идти вставать в очередь за обогревателем, но тут говорит уже без улыбки: «Вы знаете, о чем я думаю? Мы были счастливее вас. Пусть и в магазинах чего-то не было. Я когда училась — мы ходили в магазин колбасу нюхать, потому что у нас денег не было. Но счастливые были. Радость была какая-то. Колготки купили — радость. Ботиночки купили — радость. А у вас сейчас, мои хорошие, такое время — никакого просвета нет».

Воробьев

К шести вечера в «Юность» приезжает губернатор Московской области Андрей Воробьев. Его приезд анонсируется одним сообщением среди сотни других в телеграм-канале «Наш Климовск». Ежесекундно чаты телеграм-канала пополняются новыми сообщениями о коммунальных авариях: протечках, лопнувших батареях, потопах в квартирах, выбитых пробках и отключении электричества.

Выступление Воробьева слышно плохо, он стоит на втором этаже в окружении журналистов с камерами, людей из своей команды и волонтеров. Губернатор говорит, что по состоянию на вечер 9 января из 176 пострадавших домов к отоплению подключены 86. Однако отмечает, что «есть нюансы» —

проверяя дома, где уже подключено отопление, волонтеры обнаруживают, что работает только часть батарей. Во многих домах из-за резкого повышения давления в системе отопления лопаются трубы, и отопление приходится приостанавливать, а затем постепенно запускать заново.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев на встрече с местными жителями. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Губернатор Московской области Андрей Воробьев на встрече с местными жителями. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Впрочем, климовчане с первого этажа послушать губернатора не поднимаются, очередь за обогревателями всех интересует больше. Да они и не хуже Воробьева информированы о том, что творится в городе.

Воробьев довольно быстро уезжает к местам, где проходят аварийные работы, и обещает приехать снова утром следующего дня.

«Как в сугроб ложусь»

Из «Юности» выходит женщина, закутанная в большой шарф. На вопрос об отоплении лишь отвечает: «Нет и не было. Заводская, 7». Следом — очень похожие ответы. «Проспект 50 лет Октября, дом 30. Нет». «Заводская, 19. Нет». «Первомайская, 1. Нет». «Театральная, 5. Якобы запущен дом. Тепла нет».

У небольшого ларька с газетами, облокотившись о заборчик, с сумками стоит женщина. Спрашиваю: как у вас с отоплением? Она отвечает, чуть не плача:

— Никак. Ужасно. У меня дом 4 на Заводской, за почтой. Я четверо суток не сплю, как в бреду. Первый этаж.

Сегодня потеплее — уже семь градусов в квартире. Пол ледяной. На кухне газ греет — но сколько я могу сидеть? До пяти утра сидела с газом, потом уже не могла держаться, легла. Как в сугроб ложусь. Я не беру бесплатных обогревателей. У меня газовая колонка есть и два обогревателя своих. Но они маленькие, не тянут. Кот греется на них.

Дочка в 21-м доме живет по этой же улице. У них электричества не было, трое суток со свечками жили. Но им даже старший по дому сказал не включать обогреватели, чтобы электричество не вырубило. А там ведь маленькие дети у кого-то. Я работала раньше в детском саду, сейчас только ушла на пенсию. У нас из детских садов два — замороженных. Живые уголки, растения — все во льду. Надо было все давно поменять. Куда ушли денюжки? Догадаемся.

«Бабушка чуть не сгорела»

Климовск заметает метелью. Перед светофорами — пробки из машин аварийных служб и МЧС. Вдоль дорог — автобусы с рабочими, где те могут немного согреться. Во дворах — шумит техника. Идут работы по перекладке труб. Часто — это дома, где уже включили отопление, но прорвало батареи, и отопление пришлось отключить. Рабочие просят людей быть дома, когда анонсируют подачу отопления. Если в доме есть квартира, где никого нет, люди уехали или давно там не живут и там произошла протечка, — она может затопить весь дом. Поэтому многие, даже у кого есть возможность, не могут поехать греться к родственникам и на дачу. Необходимо быть дома, когда подадут тепло.

Бригада рабочих греется в автобусе. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Бригада рабочих греется в автобусе. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Идем по проспекту 50 лет Октября. Здесь пострадал буквально каждый дом. Некоторые пятиэтажки стоят совсем темными. Час или два назад там выбило пробки. Климовчане говорят, что электричество вырубает по несколько раз в день. Особенно, вечером, когда люди включают обогреватели.

Вдоль тротуара рабочие меняют метры труб. Оттаскивают проржавевшие куски. С нами заговаривает рабочий Зафар, он из Кыргызстана. Поправляет шапку, складывает ладони в кулак, долго дует в них и уже потом натягивает перчатки.

— Я еще такой работы не видел. Я вообще слесарь. У меня закончилась смена, в шесть утра опять приду сюда. Пять дней здесь все работают, из Москвы все, сварку проводят. Этим трубам столько лет… Советское все. Потихоньку-потихоньку нужно давать отопление. Если в этих старых домах сразу пустить — они же все лопнут. Там лед в трубах. Лопается — мы меняем два-три метра, остальные трубы в доме старые остаются. В пяти домах полностью меняют трубы. Мы делали сварку 28 декабря, Леха говорит мне: «Зафар, скоро этого дома не будет (имеется в виду, что пропадет отопление, прорвет трубы.Ред.), видишь, сварка не держит». Проржавело все.

Рабочие экстренно перекладывают трубы отопления. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Рабочие экстренно перекладывают трубы отопления. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Идем с Зафаром к автобусной остановке, он уставший, но мы стараемся идти быстрее из-за мороза: «Лопнула котельная, сразу нам позвонили. Мы в один дом приехали, с трубами сваркой работаем, а там, оказывается, вода в подвале, и все замерзло. Все кричат, начался потоп, «таш, таш, таш» — лопается труба дальше и дальше. Вся лопнула».

Зафар рассказывает: в домах на проспекте 50 лет Октября последние дни регулярно отключается электричество, и недавно на этой улице взорвался трансформатор. «А вон там чуть дом не сгорел. Бабушка маленькую электрическую плиту включила, чтобы согреться. Кошка шла мимо, уронила ее на пол. Горячая плита чего-то коснулась. Сосед дым увидел. Пожарных вызвали. Они зашли, а бабушка спит. Чуть не сгорела, говорят».

О том, что люди боятся замерзнуть или сгореть в пожаре, я слышу за день несколько раз. «Боюсь сгореть. Уснуть в тепле и не проснуться», — говорит мне одна из жительниц на проспекте 50 лет Октября.

Буквально через три часа мы прочитаем новости, что на первом этаже дома 16А по проспекту 50 лет Октября произошел пожар. Жильцы включили электроприборы, в том числе обогреватели, и щиток загорелся. Никто не пострадал. Но электричество вырубило нескольким домам.

Читайте также

Сухое Мартино

Сухое Мартино

Репортаж из курганского села, более 30 лет живущего без воды

Колокола федерального уровня

В какой дом мы ни заглядываем — везде люди говорят, что сидят без отопления. Проспект 50 лет Октября, дом 24. Открывает темноволосая девушка, под ногами у нее снует серый кот: «Мне сегодня принесли второй обогреватель ребята-волонтеры. Один был, но его не хватало. Сейчас хоть по-божески. Газ на ночь не можем включить, это опасно, а днем включаем — греемся. Я ездила в «Юность», чтобы там получить этот обогреватель, но не смогла, не хватило мне. Подала заявку в чате «Наш Климовск», уже разозлилась, говорю: у меня ребенок-инвалид. Сразу принесли, вместе с одеялами».

Мальчик улыбается, выглядывает из-за спины мамы. «Я сыну предложила лагерь. Он говорит: нет, мам, буду держаться с тобой».

Климовскием детям областные власти предложили бесплатно отправиться в детский лагерь в Наро-Фоминске. Пока на неделю. Многие родители согласились.

Проспект 50 лет Октября, дом 17. Дом стоит темный. Заходим в один из подъездов. Между этажей у лестницы — лопнувшие батареи. В них большие дыры, а на полу — черные лужи уже засохшей грязи. На следующем этаже — такие же пробитые трубы, в дыру кто-то уже вставил мусор. В нос бьет сыростью.

Лопнувшая батарея в одном из пострадавших домов. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Лопнувшая батарея в одном из пострадавших домов. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

По лестнице поднимается мужчина с пакетами продуктов, зовут Сергей. Рассказывает, что скачки напряжения бывают часто: «Электрик прибегает, на какое-то время починит — а потом опять. Мы уже шестой день без тепла. Я думаю, еще дней пять-шесть будет такая ситуация. Может, дольше. Я видел, что ребята-рабочие трубы затаскивают в подвал, что-то делают. Я с ними с утра разговаривал. Они говорят: сварили уже 50 метров трубы, нужно еще столько же. Работают и днем и ночью».

Сергей говорит, что их дом — потенциально проблемный при подключении тепла, как и другие, где включили и пришлось отключать через пару часов: «На третьем этаже у нас есть квартира, где никто не живет. Соседи говорят, что там окно приоткрыто. Я уверен, что там уже все полопалось. А вот сейчас будут давать отопление. Губернатор сказал, что с полицией можно будет вскрывать смотреть, иначе из-за них мы встанем, и у нас стояки не запустят. И такие квартиры много где.

Все это из-за того, что очень сильно упустили время. Нужно было сразу реагировать, звонить во все колокола, в том числе федерального уровня, чтобы пригнали какую-то мобильную котельную, что ли».

Пункт обогрева. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Пункт обогрева. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Запас прочности

Утром 10 января в телеграм-канале Андрей Воробьев сообщил, что тепло подведено уже к 146 домам из 176. При этом в чатах каждую минуту сыплются новые сообщения о коммунальных авариях и батареях, которые успели побыть теплыми всего несколько часов. Ранее подмосковные власти обещали дать отопление во все дома еще к 9 января, но сроки пришлось сдвигать.

Тем временем Андрей Воробьев также заявил, что в Климовске рассматривается возможность строительства новой котельной: «Я дал команду рассмотреть возможность возведения альтернативной котельной, чтобы в Климовске мы не зависели только от одной. Поэтому рассматриваем резервный вариант, несмотря на то, что котельная патронного завода, которая теперь будет находиться в нашей собственности, имеет запас прочности».

Ранее котельная, которая принадлежит заводу в Подольске, была национализирована указом Владимира Путина. Вместе с заводом.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

подтекст

Хроника коммунальной катастрофы в Подмосковье

Климовск

Утром 4 января произошел прорыв теплотрассы от котельной Климовского специализированного патронного завода. Из-за этого жители города остались без отопления и горячей воды в двадцатиградусные морозы. Суммарно без тепла остались 176 домов. Мэр Подольска Григорий Артамонов у себя в телеграме написал об обнаружении трех утечек. «Из-за морозов система замерзла, и при запусках появляются прорывы на магистральной линии и в домах. Специалисты делают все, что в их силах, и в максимально короткие сроки устраняют течи».

6 января в городе ввели режим ЧС локального характера, а также разместили пункты временного размещения и обогрева жителей.

На следующий день губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что жители Климовска могут не платить за отопление в январе. СК возбудил уголовное дело по по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Были задержаны начальник котельной, генеральный директор ЗАО «Климовский специализированный патронный завод», а позже аресты прошли в администрации города.

Как выяснилось, руководство завода и сотрудники котельной при предприятии скрывали не только факт аварии (запись в журнале появилась спустя 11 часов после прорыва), но и возможность включения в работу второго котла во избежание замерзания всей теплотрассы.

Второй котел запустили лишь утром 7 января. «То, что этот котел можно запустить, тоже скрывалось, помещение, где он находится, руководство котельной заперло и не давало к нему доступ, его пришлось вскрывать в присутствии силовиков», — сообщает источник РБК, знакомый с предварительными выводами прокурорской проверки.

Как говорится в официальном сообщении СК, «также возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий с причинением тяжких последствий и задержан заместитель главы администрации городского округа Подольска. Он подозревается в том, что, исполняя обязанности по контролю за подготовкой и эксплуатацией котельной, зная о необходимости проверки оборудования для отопительного сезона, а также о наличии его дефектов, подписал акт проверки готовности к отопительному периоду 2023–2024 гг. и выдал заводу паспорт готовности, что привело к аварии на теплотрассе».

Вечером 10 января теплоснабжение было восстановлено более чем в 140 из 174 многоквартирных домах микрорайона Климовск в подмосковном Подольске, сообщил ТАСС со ссылкой на Единую дежурно-диспетчерскую службу. Однако подключение сопровождается прорывами батарей и потопами.

Электросталь

Жители Электростали разожгли костер из-за отсутствия отопления в домах. Видео с обращением людей к чиновникам появилось в соцсетях: «Отсутствует отопление в наших домах, Электросталь, восточная сторона. В квартирах от 8 до 16 градусов тепла в разных домах, температура не соответствует должной».

Местная диспетчерская служба осталась невозмутимой: «У нас нет домов без отопления, полностью отключений нет. Вчера были отключения, но они все достаточно оперативно были устранены. Сейчас поступают жалобы на пониженную температуру в домах, 13–17 градусов, управляющие компании выясняют и работают».

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / TACC

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / TACC

Химки

По данным «Базы», некоторые выживают без отопления с конца декабря. «По словам жильцов дома на Ленинском проспекте, сантехник лишь измерил температуру их батарей и ушел, а Мосэнерго просит ждать и объявляет, что у бригады слишком много заявок».

Горячей воды и тепла также нет в домах на Строителей, Чкалова, Юбилейном проспекте и на улице Бабакина. По словам пострадавших, температура в некоторых квартирах опустилась ниже 10 градусов.

Балашиха

После аварии на магистральной теплотрассе от тепла были отключены 37 домов в самой Балашихе.

«Коммерсантъ» приводит температурные показатели ночи с 3 на 4 января: «Температура в Московском регионе последнее время была заметно ниже климатической нормы. Так, в ночь с 3 на 4 января мороз в Тушино усиливался до –27,7 °С. Представитель центра «Фобос» Евгений Тишковец заметил, что в последний раз подобные морозы наблюдались здесь 42 года назад. В этот же день в Московской области 30-градусные морозы были отмечены на метеостанциях в Волоколамске (–30,2 °C), Шаховской (–30,5°C), Пушкино (–30,6 °C), Солнечногорске (–30,8 °C), Дмитрове (–31,3 °C) и в Клину (–32 °C)».

Серьезные проблемы с теплоснабжением отмечены также в Солнечнегорске.

Хронику подготовил Макар Ситкин.

Читайте также

Чебаки, до востребования

Чебаки, до востребования

Один день в почтовом отделении на краю России

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow