КолонкаОбщество

Какие времена, такие и перья

Что происходит с самой почетной наградой Союза журналистов России

…А, в сущности, не все ли равно, кого они признают «золотым пером», кого нет? Я не собираюсь давать советы, как улучшить «наполнение» награды, как сделать ее более логичной, более весомой. Это просто — горестные заметки «по поводу».

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Когда на съезде СЖ вместе с космонавтом Батуриным и коллегой Леней Никитинским я подал летом 2016-го в добровольную отставку с поста секретаря Союза журналистов, помню, дал себе зарок: ни при каких обстоятельствах ни словом больше не касаться деятельности этой организации, которой (зачем-то) отдал четверть века. Ни хвалить, ни ругать, ни оправдываться, ни обличать… Хоть и укреплялось чувство, что стала организация совсем другой, не как «при мне». Или, что, конечно, куда для меня огорчительнее, обиднее, — наоборот, осталась такой, как и была, просто определенней? Беспощадной, но — увы! — бессмысленной?

В чем нас, кстати, решительные люди и тогда упрекали.

Но вот наконец не избрали секретарем (в известность поставили только задним числом) и Мишу Федотова, профессора, хитрого дипломата, соавтора Закона о СМИ, между прочим, хоть и растворен этот закон за тридцать с лишним лет в бесчисленных к нему поправках, да иных (противоположных по смыслу) законах. Не спрашивал у Федотова, зачем он тогда в секретариате остался. Секретариат просто разбавили списком — одиннадцатью новыми секретарями сразу, эффективными менеджерами, способными принести в Союз новые — огромные, как обещали — деньги. И крепкую дружбу с властями.

Ну, принесли они огромные деньги? А если и принесли, на что потратили?

Изредка пытался — чисто из любопытства — посмотреть на их сайте, «чем живет» Союз? Огорчительно, что все вроде бы «по-старому». Балы прессы, фестивали в Сочи, встречи в регионах, речи с тем же набором слов…

Люди другие собирались? Да нет, те же самые вроде бы люди, те же функционеры. Но время уже было другое, другая журналистика. Даже упоминаются совсем иные — люди, газеты, телеканалы. Одних закрыли, другие (не худшие, надо сказать) сами уехали.

Читайте также

«У меня две родины. Россия — родина, которую я оплакиваю»

Гость подкаста журналистка Маша Слоним — об опыте двух своих эмиграций и о том, как освещается мировыми СМИ война в Израиле

В Международной федерации, куда мы так долго стремились, членство СЖР (которым столь гордились) приостановили… Все правильно, радостно объясняют сегодняшние руководители. Мы наконец можем укреплять взаимовыгодное сотрудничество с Азией и Африкой, у их журналистики есть много чему поучиться. С Ираном, например, у нас теперь дружба, с КНДР…

И вот опубликовано новое положение о премии «Золотое перо России».

«Критерии для претендентов:

  • Стаж работы в прессе не менее 5 лет.
  • Наличие не менее 2 наград за профессиональную деятельность (грамоты, благодарственные письма и другое). Награды могут быть от органов власти, коммерческих структур, общественных деятелей, депутатов и т.п.
  • Представить для жюри 3 своих публикации.
  • Справка о претенденте в свободной форме (с описанием заслуг и достижений в отрасли)».

Союз журналистов России вручает «Золотое перо» с 1996 года, однако впервые на премию могут подать заявку самостоятельно как журналисты, так и редакции СМИ.

Ранее решение о номинантах принимали члены жюри, но в 2023 году доступ к участию открыли всем желающим. 22 декабря заработал сайт goldenpenaward.ru.

«Основными задачами премии являются содействие обмену опытом и повышению профессионального уровня журналистов, содействие развитию уровня журналистики, укрепление сообщества журналистов, раскрытие новых талантов, создание и поддержка традиций в сфере СМИ».

И — это, действительно, новое! Подлинная демократия! Сам подаешь заявку, представляешь три публикации, необходимые документы (грамоты от органов власти, например), и — пожалуйста, жюри (все 17 секретарей Союза) оценит.

Подавать заявку на участие теперь — платно. В разных номинациях разные расценки. Забавно, что они еще и увеличиваются с течением времени: инфляция. Бесплатными остались только две номинации: «За храбрость при исполнении служебного долга» (видимо, постеснялись) и «Научная журналистика» (видимо, по инерции считается, что с них и брать нечего). Скриншот с сайта премии «Золотое перо»

Подавать заявку на участие теперь — платно. В разных номинациях разные расценки. Забавно, что они еще и увеличиваются с течением времени: инфляция. Бесплатными остались только две номинации: «За храбрость при исполнении служебного долга» (видимо, постеснялись) и «Научная журналистика» (видимо, по инерции считается, что с них и брать нечего). Скриншот с сайта премии «Золотое перо»

Где-то на сайте промелькнуло в презентации премии слово «легендарная». Не скрою, горд — ибо был одним из тех, кто ее, собственно, и придумал. И благодаря в том числе и моим усилиям долгие годы оставалось «Золотое перо» именно предельно не демократичной, не связанной обязательными формальностями наградой. Чем и отличалось, скажем, от наших ежегодных премий «За профессиональное мастерство», разумно зарегламентированных, оценивающих (по идее) исключительно журналистское качество представляемых на конкурс работ — и ничего другого…

«Золотое перо» — было наградой исключительно секретариата СЖ, отнюдь не обязанного перед кем-то по определенной форме отчитываться, объяснять свой выбор.

Все наши достижения (и постыдные, непростительные провалы) отсюда.

И когда уже в 2017-м «Золотое перо» получили наконец Скабеева с Поповым («за развитие дискуссионных площадок на российском телевидении»!), это было логично и понятно: какой секретариат, такие и перья.

Но не случайно «Золотое перо» на сайте упрятали так, что сразу и не сыщешь (несколько лет вообще список не обновлялся, только недавно выставлена сводная портретная галерея, правда, с тонким, как я понимаю, умыслом — не по годам награждения и даже не по алфавиту: просто набор лиц и должностей). И сама награда в списке опубликованных итогов каждого календарного года прячется теперь в середине списка — между «Высокими достижениями в искусстве документального кино», например, и «Главному редактору за верность профессии».

Церемония награждения лауреатов премии «Золотое перо России»-2023 Союза журналистов России. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Церемония награждения лауреатов премии «Золотое перо России»-2023 Союза журналистов России. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Сделаю за ведущих сайта их работу, проведу, так сказать, выборку.

В 1996-м первыми «золотыми перьями» стали:

  • Алексей Венедиктов*,
  • Павел Вощанов,
  • Зоя Ерошок,
  • Юлия Калинина,
  • Владимир Кара-Мурза-старший,
  • Отто Лацис.

Шесть человек. Без комментариев.

И 2022 год:

  • Елена Павлова, главный редактор «Амурской правды»;
  • Олеся Носова, шеф-редактор сайта «Комсомольской правды»;
  • Павел Веденяпин, ведущий программы «Код доступа» телеканала «Звезда»;
  • Константин Панюшкин, корреспондент Первого канала;
  • Семен Вахштайн, главный редактор радиостанции «Время Пензы».

Не убежден, что назвал всех. Кого-то делающие сайт Союза журналистов, по неряшливости, наверняка забыли, кого-то мог и я пропустить; на всякий случай — приношу извинения. Других сведений о награжденных получить неоткуда. Да и про этих… Вот Дмитрий Голованов в 2021 году был обозначен как «председатель Союза журналистов Краснодарского края» — и все.

Дьявол, конечно, в деталях. Награды за журналистику, к сожалению, всегда требуют массы оговорок; награждаются не только те, кто хорошо, даже замечательно пишет сам.

Но и — о чем он замечательно пишет. Но и — собственно название издания, в котором журналист работает, немаловажно.

«Золотое перо», как задумывалось, все это старалось учитывать. Сейчас его «понизили» — до вроде бы высшей степени общепрофессионального конкурса. С заранее заявленными благородными целями: «Основными задачами премии являются содействие обмену опытом и повышению профессионального уровня журналистов». Боюсь разочаровать, но получится это вряд ли.

Хотя «золотым пером» именуют теперь вроде бы все награды. А не только эту.

Впрочем, на нынешний секретариат Союза журналистов я в этом плане никогда и не рассчитывал. Но назвали бы как-то по-другому свою премию. А то, напомню, даже премию имени Политковской попытались приспособить под сиюминутные политические нужды, но — не срослось.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow