КомментарийПолитика

Не ходи туда, не скажу когда

Какими рисками грозит избирателям грядущий выходной: объясняет юрист

Не ходи туда, не скажу когда

Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ

Прокуратура Москвы предупредила избирателей столицы: если они захотят проголосовать «в неустановленном месте в неустановленное время» (как пишут в обвинительных заключениях), их действия могут быть квалифицированы по статье 141 УК «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». Вторая часть этой статьи предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет, если есть «группа лиц» — это, например, если вы пришли на участок с женой (с мужем).

Предостережение было сделано в телеграм-канале прокуратуры, что нельзя считать официальным предупреждением: те, кому оно потенциально адресовано, в большинстве своем вряд ли и подписаны на прокурорскую «телегу».

Это скорее запугивание, к которому, тем не менее, стоит отнестись всерьез (и не только москвичам), чтобы знать, как отвечать на вопросы, которые могут «в неустановленном месте» возникнуть к вам у правоохранительных органов.

Статья 141 отнесена к главе 19 УК «Преступления против конституционных прав человека и гражданина». Это указывает, что в 1996 году, когда принимался кодекс, она подразумевала целью защиту активного избирательного права (избирателей), а не пассивного — тех, чьи фамилии фигурируют в бюллетенях для голосования, а равно интересов тех, кто помогает им в составе УИК.

Статья 141 УК — в основном «спящая»: добиться возбуждения по ней уголовных дел против фальсификаторов результатов выборов удавалось в единичных случаях, да и то если у правоохранительных органов был в этом какой-то собственный интерес. В 2019 году дело по статье 141 УК было возбуждено в Пскове против Льва Шлосберга* — за призывы портить избирательные бюллетени. Но преследование вскоре было прекращено за отсутствием состава преступления: порча бюллетеня, в том числе сознательная, пока еще не является правонарушением.

Тем не менее упоминание в статье 141 УК о воспрепятствовании работе избирательных комиссий теоретически позволяет перевернуть эту норму с ног на голову путем соответствующего истолкования.

«Толкование» — ключевое слово для понимания не писаной нормы, а практик ее применения:

кто имеет прерогативу «истолковывать», тот и будет прав перед судом. Это, говоря обобщенно, органы обвинения, а защита свое мнение может засунуть в «неустановленное место».

Это яркий пример того, как «МТМ — машина тоталитаризма модернизированная» (она подробно описана нами в заметке на сайте «Новой» за 27 января нынешнего года) для выполнения поставленных перед ней задач, с одной стороны, по принципу «был бы человек, а статья найдется» подцепляет любое из широкого набора существующих предписаний, а с другой — подсоединяет к нему различные практики, в том числе незаконные. В числе таких 17 марта по инициативам отдельных правоохранителей могут быть использованы:

  • массовые проверки документов без ясных законных на то оснований,
  • требования разойтись под предлогом эпидемии ковида, которая с полезной властям точки зрения теперь с нами навсегда,
  • внедрение в очереди к участкам провокаторов — «титушек»,

и другие, заранее предугадать их невозможно.

Читайте также

Выбор без перебора

В наше время правильная стратегия описывается просто: поступайте так, как вам велит сердце, совесть, душа или иной центр принятия решений в вашем организме

Вступать в жесткие перепалки с анонимными, как правило, представителями правопорядка или «титушками» не стоит, хотя, вероятно, полностью избежать таких инцидентов не удастся. В случае возникновения вопросов надо помнить, что статья 141 УК подразумевает умышленную, но не неосторожную форму вины. Ссылки со стороны избирательных комиссий и нештатных помощников на то, что из-за очередей не всем избирателям удобно реализовать свое законное право, неубедительны: таким правом каждый обладает в такой же степени, как и все остальные.

Тем более слабым будет аргумент о том, что групповые действия избирателей мешают работе комиссии: это ее проблемы, надо было лучше готовиться.

В случае возникновения вопросов, почему кто-то пришел «в неустановленное время», это лучше вообще никак не объяснять — тут личное дело каждого.

Гарантирует ли соблюдение таких простых правил отсутствие неприятностей? Разумеется, нет. Но здесь каждый должен взвешивать собственные риски.

В гораздо большей степени они грозят тем, кто публично, в том числе в социальных сетях, призывал других реализовать свое пассивное избирательное право именно «в неустановленное время». И с таких в любом случае рано или поздно могут спросить — вне зависимости от того, придут они сами на участки или останутся дома. Однако не все они находятся в зоне досягаемости правоохранительных органов РФ.

* Внесен Минюстом РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow