Общественный совет при Министерстве образования и науки сегодня обсудил проблемы школьного курса литературы

Политика

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

Самая животрепещущая сегодня тема – проверка знаний. Пока ученик еще вправе выбирать, в какой форме он будет сдавать литературу. Выбор широк: устно или письменно, если устно, то это может быть и защита проекта и ответ по билетам и...

Самая животрепещущая сегодня тема – проверка знаний. Пока ученик еще вправе выбирать, в какой форме он будет сдавать литературу. Выбор широк: устно или письменно, если устно, то это может быть и защита проекта и ответ по билетам и собеседование, если письменно, то можно писать сочинение, а можно изложение. Можно выбрать и форму ЕГЭ. Что останется от этих возможностей, когда в 2009 году закон о ЕГЭ вступит в силу?

ЕГЭ по литературе не устраивает никого, у курса литературы должна быть своя, особая форма итоговой аттестации, именно поэтому и вынесен этот вопрос для обсуждения на заседании Общественного совета. Но какой должна быть эта форма? Здесь мнения расходятся.

Знаменитый московский учитель литературы, заканчивающий свой 55-й сезон в школе, Лев Айзерман пригласил министра сходить в магазин «Библиоглобус», где на втором этаже продается множество книг (если их так можно назвать), в которых изложены на 500 страницах все программные произведения по литературе. ЕГЭ превращает школу мысли в школу натаскивания. Литература личностна, а тест обезличен. Но и сочинение в сегодняшнем виде порочно, считает опытнейший словесник. В Интернете появляются 380 тем, а ближе к экзамену они объединяются в 60 блоков по пять в каждом, и учитель пробегает со своими учениками по этим блокам, разжевывая в каждом блоке по одной теме и призывая не касаться остальных, чтобы не тратить силы зря. Читать, понимать, размышлять, сопереживать больше не надо.

Евгений Бунимович, депутат Московской городской думы, подчеркнул, что экзамен – это мощный рычаг, который влияет на все преподавание. Но то, какой будет экзамен, и то, как будет преподаваться литература, зависит, прежде всего, от того, какова цель преподавания литературы в школе, заметил Алексей Венедиктов.

С тем, что для массовой школы цель – приохотить ребенка к книге, согласилось большинство участников обсуждения. Но еще и научить работать с текстом, понимать и интерпретировать его, внятно излагать свои мысли. Чтобы продемонстрировать умение говорить, необходим устный экзамен, - на этом настаивала директор санкт-петербургской гимназии № 56 Майя Пильдес.

Но Сергей Волков, редактор газеты «Литература. Первое сентября» утверждает, что готовить детей в одном классе к разным формам итоговой аттестации, например, к изложению, сочинению и устному экзамену, учитель не может и практически не делает этого, настаивая на какой-то более близкой ему форме.

Министр Андрей Фурсенко посетовал, что члены Общественного совета ставят множество серьезных вопросов. Кто на них должен ответить? Министр? Цель Совета – выработка рекомендаций для принятия административных решений.

В рекомендациях, которые принял Общественный совет, высказаны пожелания оставить сочинение как допуск к ЕГЭ, как, например, сдача лабораторных работ по физике обязательна для допуска к экзамену. А в самом ЕГЭ части А и Б должны быть отданы русскому языку, а часть С – литературе, причем она должна продемонстрировать умение ребенка работать с художественным текстом.

Вторым вопросом Общественный совет обсуждал проект Делового рейтинга высшего образования (ДРеВО). Общественная организация «Деловая Россия» совместно с ВЦИОМ приступила к составлению первого в России Делового рейтинга высшего образования.

Цель исследования - дать оценку российским вузам с точки зрения востребованности выпускников на рынке труда. Это первый в России рейтинг учебных заведений, основанный на мнении работодателей об эффективности вузовской подготовки.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera