К тюремному заключению приговорили бывшего дорожного министра Саратовской области

Политика

В Саратове вынесен приговор бывшему министру транспорта Геворгу Джлавяну. Как сообщает собкор «Новой газеты» Надежда Андреева, он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и осужден на 4,5 года лишения свободы. Многие...

В Саратове вынесен приговор бывшему министру транспорта Геворгу Джлавяну. Как сообщает собкор «Новой газеты» Надежда Андреева, он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и осужден на 4,5 года лишения свободы.

Многие саратовцы называют господина Джлавяна одним из самых одиозных чиновников и тайным казначеем бывшего губернатора Аяцкова. До назначения в правительство Геворг Джалалович руководил дорожным предприятием в Балтайском районе, откуда Дмитрий Федорович родом. Уголовное дело о злоупотреблениях в дорожной отрасли возбудили сразу после смены власти в регионе в апреле 2005 года. О необходимости оценить работу бывшего министра новый губернатор говорил лично перед телекамерами. По оценкам местных наблюдателей, главный дорожник стал показательным «козлом отпущения».

Летом 2005-го обвиняемого арестовали за давление на свидетелей. В энгельсском СИЗО (куда обычно помещают vip-персон) Геворг Джалалович не скучал. Заработал два приговора за драку с сокамерником и клевету на вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина. Напомним, что господин Джлавян передал депутату-коммунисту Рашкину письмо, в котором рассказал об откатах в пользу видного «единоросса», выделявшихся из федерального финансирования на ремонт дорог. В послании бывший министр недоумевал, почему должен сидеть в тюрьме, если честно «делился». Подследственный отказался от адвокатов и самостоятельно подготовил доказательства (по его просьбе все материалы дела — более 40 томов — перевели на армянский язык). Общественным защитником на процессе выступила супруга. В СИЗО Геворг Джалалович ежедневно читал саратовские газеты, отмечая высказывания действующих чиновников о своей персоне и нынешней ситуации в дорожной сфере. В областной суд обвиняемый принес огромную сумку вырезок и цитировал запомнившиеся фразы наизусть.

В день оглашения приговора экс-министр затмил своей общительностью и прокурора, и судью. Раздавал интервью через щель в стеклянной клетке для подсудимых. «У меня прекрасное настроение, потому что я знаю, что не виновен, - заявил Геворг Джалалович перед началом заседания. - Меня можно обвинить только в том, что я, армянин, стал министром, и кому-то моя физиономия не нравится». «Я не считаю своего супруга виновным. У нас трое детей, о которых нужно заботиться. Он является хорошим отцом, отличным мужем, и мы нуждаемся в том, чтобы он был дома», - сказала общественный защитник.

Как признал суд, с 2002 года областной комитет по дорожно-транспортному строительству финансировал подрядчиков через счета третьих лиц, так как собственные расчетные счета предприятий были заблокированы из-за долгов перед МНС. Это, по мнению суда, позволило применять финансовые рычаги воздействия на директоров. Как выразился судья, присутствовал «культ личности» министра, возражения не принимались. Недовольных увольняли, на их место господин Джлавян назначал своих родственников, порой не имевших отношения к отрасли. Дорожно-эксплуатационные предприятия (ФГУ ДЭПы) заставили открыть счета в «Партнер-банке», учрежденном братом и дядей Геворга Джалаловича. По словам судьи, комитет задерживал финансирование по госконтрактам, принуждая брать кредиты под 50 процентов годовых. В кабалу попали все 43 ДЭПа региона, ущерб составил 114,3 миллиона рублей. На сегодня почти все они обанкротились.

Суд несколько смягчил обвинения, предложенные прокуратурой. Как заключил судья, предприятия разорились из-за долгов по налогам, накопившихся до появления Джлавяна, выплаты по кредитам были мизерны, по сравнению с годовым объемом работ, и потому не могли повлечь «тяжкие последствия». Обвинение переквалифицировали на более «легкую» часть 2 статьи 285 УК и приговорили бывшего министра к четырем годам и шести месяцам колонии общего режима (прокуратура требовала семь лет). Также Геворг Джалалович обязан возместить ущерб государству — 114,3 миллиона, не пошедшие на развитие дорог, - и рассчитаться по гражданским искам с дорожными предприятиями (восемнадцать ДЭПов оценили материальный вред в 49 миллионов рублей, остальные подрядчики отказались от ранее заявленных требований).

«В этом деле политическая составляющая оказалась главнее, чем правовая», - сказал господин Джлавян на импровизированной пресс-конференции. Бывший министр напомнил, что при нем дорожный бюджет составлял 2,8-3 миллиарда рублей, сейчас сократился вдвое. Количество работников отрасли уменьшилось с 10 тысяч до 3,5 тысячи человек. За 2002-2004 отремонтировали 1800 километров дорог, построили 220. В плане на нынешний год, по сведениям Джлавяна, значится ремонт 57 километров и «ноль строительства». Бывшие директора ФГУ ДЭПов, давшие «нужные показания», выкупили обанкротившиеся предприятия «за бесценок».

«Все знают, что в конце 1990-х государство брало международные кредиты, чтобы выдать пенсию. А теперь Стабилизационный фонд трещит по швам. Баррель стоила 20 долларов, а теперь — 70. Естественно, сегодня в государстве стало хорошо. Я что, виноват, что время было такое? Предприятия занимали в банке, чтобы выжить. Где им давали, там и брали. 50 процентов годовых — смешно, по сравнению с сегодняшними ставками в 60-80 процентов по потребкредитам», - считает Геворг Джалалович. Он намерен обжаловать приговор.

Ранее под судом побывали другие члены семьи Джлавян. К трем годам колонии приговорена Ирина Джлавян, гендиректор компании «Бализ», за уклонение от налогов. Пять лет колонии получил Шамир Джлавян, гендиректор саратовского филиала «Росгосстрах-Поволжье», обвиненный в хищении денежных средств.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera