«Новая газета» и «Международная амнистия» организовали фотовыставку, посвященную памяти Анны Политковской

Политика

Екатерина ИвановаНовая газета

Сегодня, 7 октября 2007 года, в день годовщины смерти Анны Политковской, на Болотной площади была устроена мемориальная выставка, передает внештатный корреспондент «Новой газеты» Екатерина Иванова. На выставке представлены фотографии Анны...

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Екатерина Иванова - «Новая»

Сегодня, 7 октября 2007 года, в день годовщины смерти Анны Политковской, на Болотной площади была устроена мемориальная выставка, передает внештатный корреспондент «Новой газеты» Екатерина Иванова.

На выставке представлены фотографии Анны и работы известных мастеров репортажной фотографии Валерия Щеколдина и Олега Смирнова «Чеченские войны» и «Грозный». Всё, что было отражено в статьях Политковской, все, кто могли бы стать их персонажами.

«Это визуализация ее материалов, и Грозный, и Чечня здесь не случайно» - говорит куратор выставки Наталья Тарасова. «Здесь собраны работы людей схожих с ней характерами, имеющих один взгляд на проблемы, о которых она писала».

Лица на фотографиях – герои ее статей, простые жители Северного Кавказа, военные, дети – все, кого коснулись война и террор. На выставке также можно было увидеть снимки актов памяти, прошедших в разных городах мира сразу после гибели Анны.

Корреспондент «Новой газеты» Юлия Квасок пообщалась с организаторами мемориальной выставки.

Об идее выставки - ее инициатор, историк и журналист Наталья Самовер:
«Мы представляем работы трех замечательных фотографов - двух русских – Олега Смирнова и Валерия Щеколдина и американки Хейди Бреднер. С текстами Анны Политковской их объединяет не только общая тематика, но и «камертон» сочувствия каждому, будь то мирный человек, российский солдат или боевик. Для Политковской война в Чечне – прежде всего гуманитарная трагедия. Мало кто сделал для сохранения Чечни в составе Российской федерации столько, сколько сделала она. То, что Россия не отторгла Чечню, как что-то чужеродное, а продолжала воспринимать творящееся там как что-то происходящее у нас и с нами - колоссальная заслуга Анны. И всех тех людей, которые мыслили и вели себя так же».

О художниках – куратор, искусствовед Наталья Тарасова:
«Мы намеренно не указали под фотографиями точных дат. Ведь в центре внимания -  трагедия человека, оказавшегося в страшное время в страшном месте. Выставка начинается с фотографий мирного Грозного,  по свидетельству архитекторов, - одного из красивейших городов советской застройки, а заканчивается жизнью среди руин, чтобы дать понять, как оно было и как стало. А ядро экспозиции – авторские серии. Несколько кадров с одной дороги, боевой позиции, полевого лагеря, городского квартала позволяют погрузиться в ситуацию и прочувствовать  «глаз» наблюдателя.  Вот аналоговый снимок Щеколдина – лица женщин запечатлены с такой же документальной резкостью, как следы танковых гусениц под их ногами. А вот цифровая камера Смирнова: самые динамичные фигуры размыты до туманностей, почти «в прах». Рядом -  крупные планы Бреднер будто ищут в человеке эмбрион войны. А его нет. Здесь четко видна разница между так называемым натурализмом и реализмом в искусстве. «Чечня» для этих фотографов – не задание, а личный выбор. Каждый кадр – драма, испытанная сердцем и разыгранная с режиссерской точностью. И это – несмотря на то, что война не предлагает иных сюжетов, кроме ран и руин.

О впечатлениях - Алексей Симонов, один из организаторов из «Фонда защиты гласности»:
Выставка поражает тем особым спокойствием, которое ярче всего демонстрирует крайнюю степень отчаяния. Самая сильная фотография для меня – это стоящий прицеп, который, кажется, ни к чему на самом деле не прицеплен, и он полон  абсолютно одинокими людьми – взрослыми и детьми. А вокруг – грязное поле, дурная беспредельность. Это чистый символ страны. А среди Аниных фотографий – та, где она, смеясь, выглядывает из машины.

Была и критика: Болотная площадь – далеко не самое удобное место, которое удалось «выбить» у чиновников, «Чечня» - далеко не единственная тема, которой занималась Анна Политковская… Были и курьезы. С утра выставку один за другим  в организованном порядке отсмотрели: местная бригада водителей эвакуаторов и кучка завербованных «Единой Россией» старичков-коммунистов с чучелом Чубайса, отряд омоновцев с дубинками, маршировавших  в сторону моста против «несогласных», и  даже никуда не засланный десант.

И был дождь. Сначала фотографии лежали на траве в крупных каплях и налипших листьях, затем их подняли, развесили, и они «заплакали». А вокруг шагали, гуляли, собирались и стояли люди, закрывая от ветра ладонью стаканчики со свечками – память о нечужой беде.

В декабре фотографии покажут еще раз – в помещении Сахаровского центра. Организаторы: общество «Мемориал», «Гражданское содействие», «Фонд Защиты Гласности«, коалиция «За демократическую альтернативную гражданскую службу«, центр «Демос», «Новая Газета», Наталья Самовер.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera