Москва. В Музее современной истории России открылась выставка «55+», посвященная адаптации инвалидов и престарелых в России<i>(фото)</i>

Политика

Данила РемизовНовая газета

Название проекта - это возраст, после которого человек в нашей стране официально считается пожилым. Собственно, событие вполне могло бы остаться незамеченным, если бы не одно обстоятельство, которое делает его значение колоссальным в...

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Данила Ремизов - «Новая»

Название проекта - это возраст, после которого человек в нашей стране официально считается пожилым.

Собственно, событие вполне могло бы остаться незамеченным, если бы не одно обстоятельство, которое делает его значение колоссальным в мировых масштабах. Автор и идейный вдохновитель выставки (технически, авторов несколько, но все прочие – лишь исполнители) – Галина Москалева, по призванию куратор. Куратор – это такое явление в актуальном искусстве, когда произведения художника берут, делают с ними все что угодно, под это придумывается «концепция» и идеология, и только потом все это становится выставкой. «55+» – именно проект в рамках актуального искусства, а отнюдь не фотовыставка, как может подумать неискушенный зритель. И самое важное – это то, какими методами Галина Москалева превратила фотовыставку (вполне имевшую право на существование) в проект.

Во-первых, в ход пошли принципиально не имеющие художественного смысла работы, снятые в коридорах различных организаций, занимающихся социальной адаптацией. Например «репортажная» съемка в УПФР №5 по Калининскому району Санкт-Петербурга, более всего напоминающая каталог какой-нибудь конторы, специализирующейся на холодильном оборудовании. Такие «мини-репортажи», по мнению автора, создают «многоплановость» и разнообразие форм подачи, чтобы зритель, не дай бог, не подумал, что перед ним просто результат деятельности художника.

Во-вторых, некоторым изображениям были приданы наушники, и можно было прослушать короткие записи, сделанные во время съемки. Идея сама по себе неплоха, и можно только пожалеть, что придумали это уже много лет назад и не у нас. В-третьих, между фотографиями, тут и там, висели экраны. Да-да, именно - «видеоарт»…

В-третьих, и это, наверное, самое главное, восприятие выставки как целостного художественного объекта наводит на мысль уже даже не о постмодернизме, но о стилистике трэш, где культурный «мусор» подается в окончательном отрыве от когда-то осмысленного, исходного «оригинала». Здесь на равных правах, как бы в едином информационном потоке, сосуществуют вышеупомянутые «артефакты», лишенные всякой индивидуальности, и действительно качественные художественные работы (как, например, со старушкой в платочке на фоне белой стены).

Проект «55+» обладает не только внешними признаками актуального искусства, но содержит еще и важный художественный месседж. Галина Москалева, сама того не ведая, создала «Черный квадрат» нового поколения в рамках «современного актуального искусства». «Черный квадрат» понимается искусствоведами, как дорожный знак «стоп», то есть, дальше искусства нет. Миру не только наглядно продемонстрировали, что актуальное искусство – это всего лишь набор формальных свойств объекта, абсолютно не несущий в себе ничего, кроме способа подачи, но и то, насколько легко и удобно приспособить эти особенности контемпорари арта к сиюминутным и отнюдь не творческим потребностям автора. Таким образом, совершенно понятно, почему проект состоялся при поддержке Пенсионного фонда РФ, – актуальное искусство находится теперь под его опекой, а для нас, молодых и красивых, настало время новой войны за новое возрождение…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera