Москва. В ГМИИ им. Пушкина выставили японские гравюры

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

На этой неделе в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Несравненное творенье этот бренный мир!», на которой представлены лучшие японские гравюры XVIII – XIX веков. Экспозиция приурочена к...

На этой неделе в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Несравненное творенье этот бренный мир!», на которой представлены лучшие японские гравюры XVIII – XIX веков.

Экспозиция приурочена к выходу двухтомного каталога собрания японских гравюр из фондов музея. Каталог «Японская классическая ксилография XVIII-XIX веков» создавался в течение многих лет хранителем фонда восточной графики Беатой Вороновой, в книгу вошло около 1500 работ выдающихся японских мастеров. На выставке в музее можно увидеть порядка двух сотен из них.

Основу музейного собрания составила коллекция Сергея Китаева, известного знатока и собирателя восточных произведений искусства. Большая часть экспонатов относится к укиё-э – особому направлению в изобразительном искусстве Японии, получившему название в период Эдо (XVII–XIX века). Укиё – одна из буддийских категорий, в древности она означала «бренный мир» (отсюда и название выставки), но к XVII веку сменило значение на «мир земных радостей и наслаждений». О раннем этапе этой живописи можно судить по черно-белой ксилографии в исполнении «отца укиё-э» - Тоса (Иваса) Матабей. На экспозиции представлена его работа «У цветущей сливы», относящаяся к 1740 году.

С конца XVIII века наступает эра расцвета гравюры. «Золотой век» приходит вместе с цветной печатью с нескольких досок. Теперь гравюры создавались в несколько этапов, на каждом из них в изображении появлялись новые цвета. Пионером полихромных картинок стал Судзуки Карунобу, на его гравюрах наиболее часто встречаются молодые девушки. Творчество Карунобу воплотило лирическое начало, ставшее необычайно популярным в Японии во второй половине XVIII столетия.
В то же время выделяются особые жанры укиё-э. Наиболее популярны бидзинга – сцены жизни красавиц из «зеленых домов» (так японцы называли публичные дома), якуся-э – изображения актеров и отдельных фрагментов спектаклей, муся-э – воспроизведение исторических сюжетов.

Ведущим жанром всё время существования ксилографии остается суримоно – открытки к Новому году и другим праздникам, а также бангуми – афиши театров и чайных домов. Красочные картинки развешивали на людных улицах и завлекали ими публику в места отдыха. Не менее популярными жанрами были изображения птиц и цветов, а также пейзажи.

На стыке веков в укиё-э происходят значительные изменения. На смену прекрасным гейшам Карунобу пришли многофигурные изображения Тории Киёнага. На его гравюрах запечатлены сцены с массовых гуляний, праздников, пикников. Они отличаются сложным сюжетом и характерной позой каждой фигуры. Однако и Киёнага не обошел вниманием милых дам, и на выставке можно увидеть его работу «Цветы Тацуми». Цветы здесь – образное название куртизанок из района Тацуми в Токио.

Еще одно изменение происходит и в жанровой структуре укиё-э: на первый план теперь выходит пейзаж, во многом благодаря мастерству двух выдающихся граверов, Кацусика Хокусая и Утагавы Хиросигэ. Хокусай известен своей серией «36 видов Фудзи», созданной в 1829 – 1831 годах.

Закат укиё-э приходится на середину XIX века, причиной тому послужили анилиновые краски, привезенные из-за границы. Они значительно удешевили и упростили процесс изготовления гравюр, но и ухудшили его качество.

Мода на восточные диковинки не проходит уже столетия, а на новой выставке в музее Пушкина определенно есть чему подивиться. Прелестные японки в ярких шелковых кимоно любуются цветами на воде, читают, зажигают фонари, беседуют, любуются приливом, мечтают. Актеры с густо подведенными бровями сердито взирают на своих противников. Городские жители выходят на людные улицы, чтобы встретить праздник под зонтиками из рисовой бумаги. И тихо садится на лепесток бабочка, шурша хрупкими крылышками. Все они призраки ушедшей в прошлое великой культуре Эдо, сменившейся эпохой новейших технологий. Но часть этого бренного, переменчивого мира успела замереть на гравюрах японских мастеров.

Восхититься восточным искусством можно в музее имени Пушкина до 20 апреля.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera