Саратовская область. Учителям повысят зарплату за счет увольнения школьных уборщиц

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Под сокращение попадет почти половина обслуживающего персонала саратовских школ. Увольнение грозит работникам, которые не ведут уроков: классным воспитателям, библиотекарям, психологам, социальным педагогам, логопедам, а также уборщицам,...

Под сокращение попадет почти половина обслуживающего персонала саратовских школ. Увольнение грозит работникам, которые не ведут уроков: классным воспитателям, библиотекарям, психологам, социальным педагогам, логопедам, а также уборщицам, поварам, истопникам и т.д. Это связано с введением подушевого финансирования в учебных заведениях.

О предстоящих сокращениях заявил на заседании областного правительства местный министр образования Игорь Плеве. По мнению чиновников, «штаты школ раздуты»: по федеральным нормам административный и обслуживающий персонал в образовательном учреждении должен составлять не более 30% работников. В саратовских школах показатель достигает 55%. Прежде всего, это касается инновационных заведений и сельских школ. Лицеи и гимназии допускают непозволительную роскошь: кроме классного руководителя, с детьми работают воспитатель (куратор) и прочие специалисты по развитию. В сельских школах технические штаты рассчитаны на полную загрузку учениками. На самом деле детей не хватает (в деревенских классах, в среднем, по восемь человек). Но лишнюю обслугу содержат по богоугодным соображениям: во многих селах школа осталась единственным рабочим местом. Часто на технических должностях подрабатывают по совместительству сами учителя, чтобы жалование (около 3 тысяч рублей у молодого педагога) было хоть немного больше. Школы еще и просят ввести дополнительные ставки, например, системного администратора для работы с компьютерами и интернетом, установленным в рамках нацпроекта.

Как поясняют в министерстве, «оптимизировать кадровую структуру» придется из-за введения подушевого финансирования. С 1 января на эту систему должны были перейти 375 городских школ (правда, в региональном министерстве точно не знают, все ли учебные заведения это сделали). Деньги теперь выделяют не по фактическим расходам, а по количеству учеников (сколько стоит саратовский школьник и как это рассчитывали, минобразования также не сообщает). Штатное расписание нужно приводить в соответствие с нормами, согласно которым на определенное число детей полагается определенное число персонала (кто и как вычислил эту формулу, опять же неизвестно).

На улицу отправят около 4 тысяч человек. Кого именно увольнять, решат учредители школ - муниципалитеты. Чиновники надеются сэкономить 99 миллионов рублей и подправить статистику: из-за грошового жалования техничек неблаговидно выглядит средняя цифра по отрасли. При помощи сокращений предполагается реализовать смысл образовательной реформы - поднять зарплату учителю (не за счет государства, а за счет уволенной уборщицы).

Переход на подушевое финансирование считается основным условием участия в федеральном конкурсе по модернизации образования. Российский Минобраз ежегодно отбирает регионы, которым дает многомиллионные гранты. В нынешнем году Саратовская область вошла в десятку победителей. Саратовцы предложили проект, согласно которому изменится принцип расчета учительского жалования. Оклад будет зависеть от количества часов и наполняемости класса. 20% фонда оплаты труда составят стимулирующие надбавки (сейчас на их долю приходится три процента) за «интенсивность труда» и «квалификацию». Предполагается, что за эти деньги учителя-предметники возьмут на себя обязанности уволенной обслуги и дадут укрупненному классу углубленные знания.

Распределять доплаты будет попечительский совет (сейчас подобные родительские организации есть в 1060 школах из 1300, недостающие предполагается собрать к апрелю). Мамы и папы смогут сами решать, какой учитель им нравится и должен получать больше, чем коллега. Общих критериев оценки не разработано. Зарплаты в  одной школе будут различаться приблизительно так же, как в участковых поликлиниках в начале медицинского нацпроекта.

«Решения родительских советов рискуют оказаться очень субъективными. Та или иная мама может вспомнить, что учитель обидел ее ребенка, и потребовать лишить педагога доплаты. Не определен состав подобных советов. Кто туда должен входить: юристы, бухгалтеры, социологи или домохозяйки, располагающие большим количеством свободного времени? Если не появится общая система оценки качества работы учителей, в коллективе может возникнуть напряженность: непонятно, почему одному прибавили зарплату, а другому нет», - говорит заместитель директора саратовской гимназии №87 Татьяна Плющева (призер конкурса «Лучший учитель России»).

Сейчас, по словам Плющевой, учителя «пытаются смириться с мыслью», что в рамках реформы из школы исчезнут классные воспитатели. «Только в нашей гимназии без работы останутся больше десяти человек. Пропадет все, что делалось шестнадцать лет. Воспитатели занимались профориентацией, нравственным развитием, если угодно, целеполаганием каждого ребенка. Учитель-предметник или классный руководитель, имеющий массу часов, делать это не смогут. Если лишить школу психолога, соцработника, о каком обращении к личности можно говорить? Учителей вынуждают работать на поток, гнать план, при этом стать и горничной, и нянькой, да еще, чтобы тебя оценивали, как лошадь на ярмарке. Взамен обещают копейки. Это унизительно», - считает Плющева.

Вознаграждение директоров будет зависеть от средней зарплаты учителей, помноженной на «повышающий коэффициент». Точные значения коэффициентов «определят на местах с учетом специфики». Каждую школу (в том числе, деревенские) обяжут до осени открыть собственный сайт, на котором уполномоченный завуч будет отчитываться об успехах реформы.

В государственной щедрости саратовские педагоги уже убедились на примере доплат за классное руководство. Как известно, из обещанной по нацпроекту тысячи рублей вычли налоги. Проблемы с этой надбавкой продолжаются до сих пор. Как выяснила прокуратура, в январе нынешнего года не получили вознаграждения учителя Ленинского района Саратова. Оказалось, что чиновники городской и районной администраций попросту «забыли» открыть в федеральном казначействе лицевые счета, на которые можно было бы перечислить бюджетные средства.

Сельские учебные заведения предполагается укрупнить. Более 160 средних школ превратят в основные. 80 основных - в начальные. Более 140 начальных станут филиалами средних школ. За год наполняемость классов планируют увеличить до двенадцати человек: дополнительных учеников «импортируют» из реорганизованных школ. По расчетам министерства образования, изменение статуса учебных заведений позволит сэкономить 156 миллионов рублей. Педагогам, работающим в школах «низшего» уровня, полагаются меньшие надбавки к жалованию. Как утверждают в минобразе, закрывать деревенские школы никто не собирается. Как полагают саратовцы, на таких условиях учителя разбегутся сами.

Саратовские чиновники на всех углах твердят, что зарплата педагогов вырастет в 2,5 раза и достигнет 15 тысяч рублей. По расчетам минобраза, в реальности разброс сумм составит от 8 до 20 тысяч рублей. По опыту Самарской области, Чувашии, Тамбова известно, что на начальном этапе реформы школы даже проигрывали в деньгах.

Повышение жалования должен оплатить областной бюджет. В нынешнем году на это потребуется 500 миллионов рублей. Уже в марте нужно принять региональный закон о новой системе оплаты труда. В июне попечительские советы должны распределить деньги. С 1 сентября обновленное жалование начнут получать в городских школах, с 2009 года - в сельских.

Саратовский проект модернизации образования отличается самым большим софинансированием со стороны региона. Федеральный бюджет даст в этом году только 291 миллион рублей (в следующем финансирования из центра может прекратиться, если министерство посчитает, что область не справляется с обязательствами). На эти деньги предполагается купить «учебное оборудование», например, автобусы. Правда, со 120 автобусами, уже приобретенными в рамках нацпроекта в прошлом году, случилась незадача. Треть из них так и не зарегистрировали в ГАИ. Оказалось, что машины не соответствуют стандартам для перевозки детей - в частности, у них нет устройства для ограничения скорости до 60 километров в час. Техника простаивает, сельские дети добираются в школу по старинке - на тракторах и телегах.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera