Москву в рамках «Необычного фестиваля искусств «Pluri_Art» посетил молодой норвежский композитор и режиссер Фред Джонни Берг

Политика

Дарья КлюжеваНовая газета

«Потребность человека в необычайном, - может быть, самая сильная после сна, голода и любви», - сказал когда-то Александр Грин. В свое время необычным, выходящим за рамки общепринятых композиторских норм считалось использование Иоганном...

«Потребность человека в необычайном, - может быть, самая сильная после сна, голода и любви», - сказал когда-то Александр Грин. В свое время необычным, выходящим за рамки общепринятых композиторских норм считалось использование Иоганном Себастьяном Бахом в своей музыке диссонансных созвучий. За это гения называли тогда чуть ли не «служителем Сатаны»…

Знакомство московской публики с творчеством неординарного человека - молодого композитора Фреда Джонни Берга произошло на днях в рамках «Необычного фестиваля искусств «Pluri_Art» в Международном центре-музее имени Н.К.Рериха. Нетрадиционное, порой странное соединение видов искусств, необычное сочетание музыкальных инструментов на сцене и редко исполняемые произведения, которые не услышишь в залах Московской консерватории или КЗ им. Чайковского, - такова концепция международного фестиваля «Pluri_Art».

На протяжении двух вечеров московская публика наслаждалась творчеством норвежского композитора и режиссера. Необыкновенность таланта Фреда Джонни Берга заключается в том, что, не получив высшего профессионального музыкального образования из-за серьезного психического расстройства и болезни, тридцатичетырехлетний композитор уже успел сочинить музыку для таких известных исполнителей современности, как флейтист Джеймс Гэлуэй. Альбом, состоящий из произведений Берга, записан симфоническим оркестром Лондонской филармонии под управлением выдающегося дирижера Владимира Ашкенази.

Необычны и сами творения Берга. Его соната для альта, сочиненная в память о погибшей собаке, пьеса для струнного квартета «Headache» («Головная боль»), написаны в  разрез традициям классической композиторской школы. На лицах сидящих в зале людей промелькнула улыбка, когда пьесу «Pizzicato Cave» («Пещера») музыканты струнного квартета Sonore исполнили без смычков.

«Оркестр – мой любимый инструмент, - говорит Фред Джонни Берг. - Когда я сочиняю музыку для какого-либо инструмента, представляю себе целый оркестр». Наверно поэтому его произведения, пронизанные образами природы Норвегии, привлекают внимание легендарных музыкантов мира. Музыка, как итог внутренних интимных переживаний, без стыда вывернутая наизнанку душа композитора, - это позволяет слушателю довериться, проникнуться его мыслями…

Первый приезд норвежца в российскую столицу обусловлен не только исполнением его музыки. Москвичам был представлен кино-проект «Montagna con forza», автором музыки и режиссером которого выступил Фред Джонни Берг. Удивительно то, что главная «героиня» фильма – музыка - была написана композитором до начала съемок. Затем по заранее придуманным и прорисованным кадрам съемочной группе приходилось сначала отыскивать, а потом снимать «картины» удивительной норвежской природы. Необыкновенные краски гор и озера, стремительность водопадов, и движение лодки как символ независящих от воли человека происходящих в его жизни событий…

Великий соотечественник Фреда Джонни Берга Эдвард Григ - родоначальник национальной музыкальной культуры, новатор в области формы и поборник сохранения и развития народного творчества, безусловно, повлиял на молодого норвежского композитора. «Невозможно не сохранить то, что дает тебе родина, - говорит музыкант. – Но я - гражданин мира и не стараюсь находиться в рамках какой-либо одной культурной традиции». Добавим, что и в рамках одного искусства Фред Джонни Берг подолгу не задерживается. Это ли не подлинная творческая свобода?

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera