Министр образования и науки отчитывался на правительственном часе в Думе и сожалеет, что его доклад был воспринят, как бравурный отчет

Политика

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

21 марта министр образования и науки Андрей Фурсенко выступал на правительственном часе в Государственной Думе с докладом о модернизации профессионального образования. Доклад был на 15 минут, но после него депутаты больше двух часов не...

21 марта министр образования и науки Андрей Фурсенко выступал на правительственном часе в Государственной Думе с докладом о модернизации профессионального образования.

Доклад был на 15 минут, но после него депутаты больше двух часов не отпускали министра. С самого начала Фурсенко пришлось оправдываться, что если его доклад был принят как бравурный отчет, то он об этом сожалеет, потому что хотел лишь показать, что происходят изменения к лучшему, а проблемы он видит.

Но и после этого пояснения депутат Борис Кашин, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий кафедрой Московского университета сказал: «Мы с вами в разных странах живем, знаете ли вы, какая зарплата у ассистента на кафедре, преподавателя, профессора?». Но видимо и правда в разных, потому что Фурсенко ответил, что ему рассказывали, что «ни один нормальный профессор меньше 50 тыс. не получает».

Депутат Олег Смолин попросил министра прокомментировать положение из доклада общественной палаты о том, что образование в нашей стране не только перестало быть социальным лифтом, но в отдельных секторах становится инструментом консервирования социального неравенства и культурного разделения.

Фурсенко сказал, что во многом согласен с этими оценками, но заложены эти проблемы по его мнению были в начале 90-х, а сейчас выправляются, может быть медленнее, чем хотелось бы.

Депутат Д. Куликов призвал спуститься на грешную землю, где ребята, учащиеся профтехучилищ, живущие в общежитиях питаются из расчета 33 рубля в день, при том, что в местах заключения кормят на 70 руб. в день. Стипендия в ПТУ 310 рублей. Соответствует ли это потребностям молодежи? А зарплата мастеров производственного обучения 5-6 тыс. Не соберетесь ли вы ее поднять? – спросил депутат министра.

Но про ПТУ у министра простой ответ: начальное профессиональное образование относится к ведению субъектов федерации. А министерство, учитывая потребность, тем не менее, включило их в конкурсы приоритетного национального проекта, и победители получили гранты, которые профинансированы федеральным центром, регионами и бизнесом. В результате выбраны профтехучилища и техникумы, которые могут быть ресурсными центрами.

А еще Фурсенко рассказал, что министерство вместе с РСПП старается привлечь внимание бизнеса к проблеме подготовки кадров. И в целом ряде училищ это помогло улучшить экономическую ситуацию.

Министр привел депутатам в пример липецкий металлургический комбинат, который заботится о подготовке рабочих кадров.

Жаль только, что далеко не везде есть такая мощная поддержка. Да и хочется понять, почему бизнес, являясь главным налогоплательщиком, не может претендовать на кадры, подготовленные государством, а должен еще раз профинансировать то, что недофинансировано из бюджета?

А еще Фурсенко попенял депутатам: «Вы же все прибыли из регионов, я призываю вас работать с руководством регионов, а мы готовы с ними на условиях софинансирования развивать эту сферу».

После парламентского часа Андрей Фурсенко рассказал корреспонденту «Новой», что совместно с РСПП министерством проделана большая работа по прогнозированию потребности в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. Рабочих действительно сильно не хватает, как сказал министр, причем специальности, в которых есть нехватка, сильно отличаются по регионам.

Но помощь начальному и среднему профессиональному образованию – это гранты, которые надо выиграть по конкурсу. Можно ли считать ее системной? Будет ли еще какая-то поддержка помимо разыгрывания грантов?

Этому вопросу министр удивился: - Что вы имеете ввиду?

Депутат Смолин отметил, что в последнее время он с удовольствием слушает то, что говорят два наши президента о человеческом капитале, но с большой грустью наблюдает то, что происходит в реальной политике. Слова и дела отличаются так, словно это заговор правительства против президентов.

С 2004 года происходит не реформа, а контрреформа, выстраивается фактически две системы образования. Одна - для элиты, а другая для всех остальных. В бюджете на три года заложен рост расходов на образование 20%, а на полицейские структуры – 45%. Дубинки вместо книг? – спрашивает Смолин. И финансирование национального проекта «Образование» в 2009 году сокращается вдвое.

Надеяться на то, что при таких перспективах начальное и среднее профессиональное образование сможет хоть как-то подняться не приходится. Видимо и дальше рабочие вакансии будут закрываться только благодаря гостарбайтерам. А нехватка высококвалифицированных рабочих будет просто катастрофической, несмотря на то, что, по словам министра, скоро завершится второй тур конкурса в рамках нацпроекта и еще 60 училищ и техникумов получат гранты. Надо только напомнить, что ни на зарплату мастерам и педагогам, ни на стипендию они не могут быть потрачены.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera