Итальянские новаторы, индийская психоделика и советские герои. Выставки в рамках Московской Фотобиеннале

Политика

Вероника ЧекодановаНовая газета

Привычных обитателей церетелевских залов Галереи Искусств Зураба Церетели на Пречистенке потеснили работы зарубежных и русских фотографов. Мы расскажем о четырех новых выставках.Организаторы экспозиции «По ту сторону серебра. Семья...

Привычных обитателей церетелевских залов Галереи Искусств Зураба Церетели на Пречистенке потеснили работы зарубежных и русских фотографов. Мы расскажем о четырех новых выставках.

Организаторы экспозиции «По ту сторону серебра. Семья Томмазоли – фотографы с 1906 г.» предлагают «черпать из колодца прошлого». И действительно, снимки из архива Томмазоли как будто говорят: «Вы утверждаете, ваша современная фотография – это нечто новое? Ха! Мы делали это сто лет назад». Не зря выставка актуальна именно сейчас. В последнее время все более популярны приемы наложения кадров, создания эффекта расплывчатости, множественности теней, работа над изображением не как над визуальным документом или эстетическим объектом, а как над сырьем, художественным средством для выражения чего-то большего, чем просто эстетическая составляющая. До всего этого Сильвио Томмазоли додумался уже в 1906-м году, а затем его дело продолжили еще два поколения фотографов. Например, Вивьен Ли и Мария Каллас совсем не похожи на себя в работах Филиппо и Фаусто Томмазоли. Их лица фотографы тоже используют для сотворения образа, провокации размышления и выражения того, что лежит «по ту сторону серебра».

Самую «молодую» часть экспозиции (Сирио Томмазоли, 1970-е – 2000-е годы) можно охарактеризовать как «А посмотрите-ка, что значит нечто новое». Сирио Томмазоли экспериментирует и с содержанием, и с формой. Особенно интересны серии «сфотографированные фотографии» и «Ожидание». В последней он придает работам динамичность, помещая рядом три последовательных по сюжету снимка в единой рамке в виде киноленты.

В соседнем зале с Томмазоли разместилась экспозиция Ксавье Зимбардо «Сакральность цвета». Как и знаменитые итальянцы, Зимбардо в своих работах стремится проникнуть «по ту сторону», однако, использует для этого цвет. Получается настолько необычно и мистически, что его уже прозвали «фотографом-шаманом». В галерее искусств можно увидеть его самые известные снимки, сделанные в Индии, в том числе, во время празднования Холи. Это традиционный праздник весны, в котором толпа доходит до религиозного исступления во время ритуалов, призванных стимулировать силы и обеспечить непрерывность жизни. Огромное скопление людей в ярких  и разноцветных одеждах окропляют себя окрашенной водой. Если добавить к этому цветной ритуальный дым, костры, свойственную востоку яркость красок и эйфорию праздника, можно понять восторг фотографа и его страсть к этому богатству цвета. На некоторых снимках Зимбардо использует эффект смазанности. Снятая таким образом панорама выглядит психоделически, и небольшая индийская деревня превращается в удивительный несуществующий город.  А снимок «Женщина в желтом» был выбран в качестве визитной карточки этой Фотобиеннале.

Этажом выше в Галерее Церетели разместилась русская часть экспозиции. Одна из наиболее любопытных выставок - фотографии журнала «Огонёк» 1951-1955г.г. «Герои пятой пятилетки». Тема советской фотожурналистики впервые появилась в рамках этой Фотобиеннале в Манеже, на выставке «Первоцвет». Но если там кураторов интересовала история СССР в цвете, то здесь это уже история в лицах. Возможно, далекая от реальности, но очень талантливо созданная. Все 50 снимков постановочные, на каждом из них изображены стахановцы на рабочем месте, похожие в своей улыбчивости и розовощеком трудовом счастье. Они настолько аутентичны в этом рабоче-крестьянском рае из желтых колосьев и аккуратных сияющих станков, что простые фотографии пропагандистского характера становятся искусством. На выставке собраны снимки разных фотожурналистов, в том числе работы Дмитрия Бальтерманца, Николая Драчинского, Олега Кнорринга, Михаила Савина, Галины Санько, Исаака Тункеля, Семена Фридлянда.

К тому же периоду времени относятся фотографии Евгения Щеглова, представленные на экспозиции «Взгляд из автомобильного окна». Они по-своему уникальны. В 50-е годы автомобиль еще был роскошью, а потому такие кадры – редкое явление. Хотя здесь интересный эффект – всё же удачное следствие обстоятельств, а не концептуальная задумка автора. У Щеглова не было разрешения на уличную съемку, а потому он фотографирует, сидя в машине, чтобы оставаться незамеченным. В результате можно посмотреть из окна автомобиля на спокойную Москву 50-х годов, со старыми «Жигулями», полупустыми дорогами и неторопливыми пешеходами.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera