Москва. На «Фотобиеннале – 2008» представили городские пейзажи

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

Насыщенная программа «Фотобиеннале» этой весны уже подходит к концу, однако организаторы фестиваля продолжают представлять на столичных площадках интересные и масштабные проекты. Накануне в Государственном музее архитектуры им. Щусева...

Насыщенная программа «Фотобиеннале» этой весны уже подходит к концу, однако организаторы фестиваля продолжают представлять на столичных площадках интересные и масштабные проекты.

Накануне в Государственном музее архитектуры им. Щусева открылась новая выставка – серия фотографий четырех различных мастеров. Объединяет их общая тема – город и его обитатели. Впрочем, последним в выставленных работах отводится подчеркнуто второстепенная роль, а на первый план выходят урбанистические ландшафты.
«Это предпоследнее открытие нашего фестиваля, тем не менее сегодняшнюю экспозицию можно назвать одной из центральных в проекте, - рассказала директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. – Музей им. Щусева выбран для проведения выставки не случайно, ведь во всех работах значительное внимание уделяется архитектурным сооружениям, без них немыслимы города».

Четыре фотографа, чьи работы можно увидеть в музее на Воздвиженке, - это Марсель Готеро («Строительство города Бразилиа»), Ариф Ашчи («Панорамы Стамбула»), Людмила Зинченко («Необъективная Москва»)  и Георгий Первов («Двумирия»).

Работы первого мастера, Готеро, запечатлевают архитектурные строения Оскара Нимейера. «Это величайший архитектор нашего поколения, и 2008 год объявлен в нашем музее годом Нимейера», - сообщил на открытии выставки директор музея им. Щусева Давид Саркисян. Фотографии Готеро хороши вдвойне: они красиво изображают красивые здания.

Выставка другого фотографа Георгия Первова «Двумирия» (второе название «Totalrealism») выполнена в пародийной манере. Первов, вдохновившись советскими плакатами, добавил в них яркие краски и щепотку современности. В результате вышли живописные рекламные картинки со слоганами вроде «Мы любим Москву» и «У нас не курят».

Двум крупным столицам посвящены работы турецкого и российского мастеров. «Необъективная Москва» Людмилы Зинченко – серия городских пейзажей, сделанных на камеру обскуру. Все места, изображенные на фотографиях, легко узнаваемы: здесь есть Белорусский и Киевский вокзалы, вход в метро «Смоленская» и Красная площадь, ГУМ и ЦУМ, автобусные остановки и мосты.
Это фотографии-сны, фотографии-мечты, они залиты солнцем, в них много света и цвета. Тем не менее Людмила Зинченко нисколько не приукрашивает Москву, изображает её такой, какая она есть. Мы видим и огромные рекламные плакаты, и строительные леса, и автостоянки, но это не мешает увидеть и другое. Например, закат над Москвой-рекой, узкие кирпичные дворики, витые ограды и деревья в цвету. 

Фотографии смазанные, неуклюжие, будто подсмотренные тайком. Лишь случайно можно увидеть здание Госдумы в обрамлении ярко-красных цветков, лишь изредка лучи солнца расцвечивают серую груду домов в цвета радуги. В иные моменты привычному взгляду москвича эти картины трудно заметить.
На одной из фотографий изображена церквушка вдалеке, потонувшая в облаках. Она, подобно старинной Москве, поглощена смогом и шумом мегаполиса, стоит сиротливо в окружении электростанций и высоток и не знает, что ей делать: то ли звонить в колокола, то ли ветшать потихоньку.

Совсем иной образ возникает в работах турецкого путешественника и мастера фотоисторий Арифа Ашчи. Его «Панорамы Стамбула» также полны дыма и света, но в них нет прелести увядания, как в «Необъективной Москве». В них все поет и дышит, звенит и наслаждается. Фотографии полны поэзии, легкости и полета. Лейтмотив – парение, поэтому в работах появляются чайки, голуби, воздушные шарики, детские вертушки, колыхающаяся от ветра прозрачная ткань. Стамбул у Арифа Ашчи не столько город мечетей, сколько место обитания ветров и зеркальных отражений.

Одна из лучших работ – «Граффити на кладбищенской стене», на которой граффити изображает цветущую вишню, а напротив стены в полосе света стоит старушка. Символическое единение юности и старости, расцвета и увядания показано хоть и незатейливо, но талантливо и трогательно.

Черно-белые узкие (размера 6х17 сантиметров) фото точнее отображают мимолетность запечатленных мгновений. Они полнокровные организмы, живущие в своей гармонии, но в то же время они лишь разбросанные кусочки смальты, которые даже в целостности не смогут сложиться в мозаику.

Экспозиция четырех авторов продлится в музее им. Щусева до 5 мая.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera