Перфоманс вместо фотографии: выставки в ММСИ в рамках Московской Фотобиеннале

Политика

Вероника ЧекодановаНовая газета

Выставка Георгия Острецова «Смотри в оба» в ММСИ на Петровке - ещё один пример того, что современное искусство очень похоже на рекламу. Его творцы (или «криэйтеры»?) делают всё возможное, чтобы привлечь внимание зрителя – хотя в работах...

Выставка Георгия Острецова «Смотри в оба» в ММСИ на Петровке - ещё один пример того, что современное искусство очень похоже на рекламу. Его творцы (или «криэйтеры»?) делают всё возможное, чтобы привлечь внимание зрителя – хотя в работах Острецова читается пока только «Посмотри на меня!», а не «Купи меня!». Автор использует один из главных приёмов рекламщиков  – необычность и оригинальность идеи, которая притягивает взгляд. Это является главной составляющей «произведения искусства». Сам автор открыто утверждает «Моей честолюбивой задачей было сделать произведение, к которому моментально бы приковывалось внимание». Что он задумал дать зрителю в ответ, остаётся загадкой. Пространные рассуждения на тему «фотография — остановившийся момент жизни» мало тут проясняют. Главное достоинство выставки заключается в одном оригинальном изобретении – работы не просто висят на стене, а медленно вращаются по часовой стрелке. Безусловно, этот перфоманс является новаторским и любопытным, но какое отношение он имеет к искусству фотографии?

«Universe»  Юлии Мильнер организаторы охарактеризовали интересно - «эротизация космоса». Её работы – это снимки туманностей, галактик, пятен на солнце и прочих эстетически привлекательных космических явлений, некоторые из которых и вправду выглядят весьма эротично. Зритель попадает в тёмное помещение, устраивается перед большим плазменным экраном – и смотрит на работы художницы, неторопливо сменяющие друг друга. Тут самое время поразмыслить о вечности, единстве всего сущего и мифологичности вселенной. На этих снимках она и в самом деле на такие размышления наводит: интерпретировать очертания разноцветных туманностей всё равно что гадать на облаках – всё зависит от воображения зрителя.

«Кладбище коммунизма» Натальи Никитиной – фотографии интересные скорее не сами по себе, а в своём контексте. Это снимки памятников коммунистической идеологии, покоящихся в Парке скульптуры на окраине Будапешта. Это место уже само по себе инсталляция,  а фотограф здесь словно куратор, который решил показать её в Москве. «Кладбище коммунизма» - это не выставка фотографий в традиционном понимании. Только несколько снимков можно увидеть на стенах. Остальные же демонстрируются на плазменном экране, ритмично сменяя друг друга. Таким образом, автор выступает в роли экскурсовода, за нас выбирая маршрут. Название выставки подобрано очень точно. «Останки» каменных вождей не везде сохранились полностью, а местами фигуры-символы коммунистической мощи даже не стоят на постаменте, а покоятся на траве, как будто слишком устали от былого величия и настало время их заслуженного отдыха.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera