Закат империи попкорна. В галерее Гари Татинцяна открылась групповая выставка современных художников

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

В столичной галерее Гари Татинцяна открылась выставка «Bad Planet», в которую вошли работы современных художников из Германии и США. В скромном дворике на Ильинке посетителям предлагают ознакомиться с последними новинками мировых...

Александра Акчурина - «Новая»

Александра Акчурина - «Новая»

Александра Акчурина - «Новая»

Александра Акчурина - «Новая»

Александра Акчурина - «Новая»

В столичной галерее Гари Татинцяна открылась выставка «Bad Planet», в которую вошли работы современных художников из Германии и США. В скромном дворике на Ильинке посетителям предлагают ознакомиться с последними новинками мировых производителей искусства.

На этой выставке нет одного центрального экспоната, все из них работают на одну идею. А суть её в упадке всего мира, в глобальном закате, гниении цивилизаций золота, брендов и гламура. Америка, родина попкорна и Энди Уорхола, знает это как никто другой.

Название выставке дала работа скульптора Рокси Пэйн - земной шарик, будто состоящий из экскрементов. Из пены и нержавейки Пэйн создал нашу скромную перспективу: у ясной голубой планеты есть риск превратиться в отбросы Вселенной. Хотя вполне возможно, что это портрет не будущего, а настоящего, скульптура как зеркало души.

О печальных перспективах мира задумывается автор ещё одной работы. Полотно Дэвида Лашапеля «Deluge» (Потоп») изображает гибель человечества, обращаясь к истории Римской империи и Всемирному потопу одновременно. Голые мужчины и женщины посреди поднимающейся воды, накренившийся логотип «Gucci», небоскребы и античный портик с надписью «Caesars Palace» (второе слово едва угадывается) – из всего этого вырастает новый мир. В нем люди так же развращены, как вчерашние римляне, и так же модернизированы, как мы сегодняшние.

Пожалуй, самый красивый экспонат – барельеф в исполнении Джона Миллера. На деревянной панели он разместил самые разные предметы, начиная от мусора и заканчивая старинным оружием, и покрыл их все золотой краской. Меч с резной рукояткой, расположенный в центре композиции, так и просится в руки. Он, словно Экскалибур короля Артура, ценен сам по себе, и уже не мыслим как орудие убийства.

Элементарный прием – всего-то золотая краска – гениальная обманка, благодаря которой так легко манипулировать неустойчивым сознанием. Джон Миллер красиво и лаконично напомнил миру о соблазнительном звоне презренного металла.

Из пестрых предметов составлена ещё одна композиция выставки - «xBHy653z» Андреаса Сломинского. На ней можно увидеть молоток, отпечаток ботинка, узелок с вещами, керосиновую лампу. Это своеобразный набор шахтера, отправившегося на сей раз не на добычу золота, а на поиски человека. Подобно древнему мудрецу, каждый может устремиться на встречу с истинным homo sapiens, и пусть даже придется бродить одному во тьме.

Одна из наиболее шокирующих скульптур – работа Джонатана Миса под названием «Don’t call us, we call you» («Не зовите нас, мы зовем вас»). Композиция состоит из двух фигур – человека с пистолетом и другого человека на коленях спиной к нему. Собственно, на людей они похожи мало, и представляют собой жутковатую помесь роботов и изможденных животных. Разница только в том, что один из них охотник, а другой – добыча. Вместо костей у них выступают гайки и болты, остро очерчены половые органы, а лица стерты, словно в кошмарном сне.

Человека с пистолетом зовут Commander Mishmash (так гласит надпись у него на спине), а на руках и ногах высечены другие ключевые слова – Esprit, Vitalitaty, Instinkt. Его жертва высовывает язык – дразнится, и это так напоминает героев американских ужастиков, в которых многие герои за секунды перед смертью поносят все на свете.

Любопытно, что за последние несколько лет современное российское искусство пока не пришло к тем пессимистическим выводам, которые следуют из работ зарубежных мастеров. Многие наши художники все еще окутаны флером легких денег, одурманены блеском «черного золота». Америка, популяризировавшая культуру массового потребления, раньше других начала от нее страдать. Теперь империя попкорна променяла одни ценности на другие: гламур на анти-гламур, Барби на анти-Барби. И теперь за океаном стало модно плевать на прежние идеалы.

Тем не менее гламура хватает и в этих работах. Они прекрасны в своем безобразии, притягивают взгляд, будоражат воображение. Яркие цветовые сочетания (синий и оранжевый, желтый и розово-фиолетовый), золото и обнаженная натура распускаются прелестными цветами зла на депрессивных работах «Bad Planet».

Сквозь пол галереи в некоторых местах «пробиваются» подорожники, и это тоже часть экспозиции. Невзрачные растения бессовестно обманывают наивного посетителя, но их зелень радует глаз. Они символизируют торжество жизни на шабаше гибельной красоты. Маленькие и неприметные подорожники вежливо обрамляют всю выставку. И, возможно, именно они, придя на смену попкорну, скоро захватят нашу очень плохую планету.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera