Москва. В течение двух вечеров в Концертном зале имени Чайковского и Доме музыки звучали реквиемы Джузеппе Верди и Иоганнеса Брамса

Политика

Дарья КлюжеваНовая газета

В течение двух вечеров в Москве звучала прекрасная «музыка к заупокойной церковной службе» и царил «вечный покой» – именно так определяется жанр реквиема и переводится с латыни название этого многочастного траурного произведения для...

В течение двух вечеров в Москве звучала прекрасная «музыка к заупокойной церковной службе» и царил «вечный покой» – именно так определяется жанр реквиема и переводится с латыни название этого многочастного траурного произведения для солистов, хора и оркестра.

16 апреля в Концертном зале имени Чайковского в исполнении оркестра «Новая Россия», Хоровой капеллы имени А.А.Юрлова и именитых солистов прозвучал бессмертный реквием Джузеппе Верди. А 17-го в Доме музыки Государственная академическая симфоническая капелла России вместе с солистами «Новой оперы» блестяще исполнили «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса. Слушателям была предоставлена возможность сравнивать: музыку, исполнение, хоры и оркестры.

Реквиемы классиков Верди и Брамса действительно можно сравнивать бесконечно: сопоставлять музыкальный язык, дух и настроение совершенно разных произведений, искать сходства и различия в используемых текстах. Но для признания гениальности этих творений вполне хватит и пары часов. Когда слушаешь давно ставшие нетленными сочинения, понимаешь, что вдохновением композиторам во время их создания служило божественное провидение.

Реквием Верди, посвященный памяти умершего поэта - единственное крупное произведение композитора-основоположника итальянской оперной школы, написанное им не для сцены. Сам жанр, казалось, определял его исполнение в церкви. Но Реквием Верди настолько выходил за рамки традиционной церковной музыки и перенял так много из оперного стиля композитора, что был принят аудиторией и утвердился как концертное произведение. Вместо скучного, унылого и однообразного песнопения Верди сотворил драматургическое произведение, полное контрастных и ярких образов и настроений.

«Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса, не написавшего в отличие от Верди за свою жизнь ни одной оперы, как горная вершина возвышается над его остальными вокальными сочинениями. В этом грандиозном произведении он отказался от традиционного для заупокойной мессы латинского языка и скомпоновал текст из библейских строк на родном немецком. На создание реквиема повлияли смерти Шумана и матери композитора. И недаром его считают культовым творением и святыней немецкой музыки.

Эпическим размахом и проникновенной лирикой реквиемы Верди и Брамса продолжают волновать слушателей и по сей день. В произведениях, по сути воспевающих мертвых, композиторы рассказали нам о страданиях, стремлениях и надеждах живых людей. И в этом их сила, жизненность, их бессмертие.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera