Саратов. На Волге начался сезон подъема затонувших кораблей

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Заняться подъемом волжских «титаников» в нынешнюю навигацию планируют три частных фирмы из Саратова и Мурманска. Экологически полезное дело стало популярным среди предпринимателей четыре года назад, когда начался резкий рост цен на...

Заняться подъемом волжских «титаников» в нынешнюю навигацию планируют три частных фирмы из Саратова и Мурманска. Экологически полезное дело стало популярным среди предпринимателей четыре года назад, когда начался резкий рост цен на металлолом. По оценкам экспертов, сейчас на дне остаются более 60 ничейных судов.

Больше всего затопленных кораблей лежит в порту Вольска и вдоль набережной Саратова. Старые баржи и теплоходы использовали здесь как стоянки для прогулочных лодок. После сильного шторма «ветераны» дружно утонули. Например, напротив улицы 2-я Садовая (в центре Саратова) виден из воды 650-тонный теплоход «Большая Волга», принадлежавший приборо-механическому заводу. Оборонное предприятие обанкротилось, выросшие на его базе фирмы судно на баланс не взяли. Корабль остался бесхозным. Возле Энгельса лежит ледокол «Саратовский», построенный английской фирмой «Армстронг» в 1896 году (на два года раньше легендарного «Ермака»). Судно участвовало в Сталинградской битве, строительстве мостов через Волгу, а в 1968 году утонуло при невыясненных обстоятельствах. Сын механика просил власти восстановить раритет и устроить в нем музей речного пароходства. Но денег для этого не нашлось.

В начале 2000-х на Волге в пределах области насчитывалось более 120 «титаников». Подводные железяки наносят вред реке, опасны для рыбаков и владельцев скоростных катеров, бывали аварии. Очистить русло пытались за счет федерального экологического фонда и областной казны. Подъем одного судна обходился в 1,5 миллиона рублей, случаи были единичны. В 2004-2005 годах пошли вверх цены на металл: за год тонна дорожала почти на 50 процентов. Как оказалось, в баках «утопленников» содержится еще и около 2,5 тысячи тонн топлива. Речным дном заинтересовались частники. Бизнес стал межрегиональным: в Саратов приехали предприниматели из Мурманска, от Астрахани до Нижнего Новгорода путешествует плавучий кран «Могучий» (только в Энгельсе выловил за сезон шесть кораблей). За последние годы подняли 75 крупных судов и бесчисленное количество маломерных - по мнению экспертов, советских «моторок» под водой уже не осталось.

Сейчас на дне лежат 63 судна. В каждую навигацию находят до десятка новых. Реку обследует Волжское бассейновое управление водных путей и судоходства. На вновь обнаруженную посудину составляют специальную анкету с указанием технических характеристик, состояния, точного местоположения. О находке сообщают муниципальным властям, которые должны обратиться в Волжское управление государственного морского и речного надзора с просьбой поставить затонувшее плавсредство на учет. Ввязываться в процедуру чиновники не хотят. Природоохранная прокуратура обязывает их через суд: в прошлом году подавали иски к администрациям Марксовского, Вольского, Красноармейского районов. В течение года по архивам ищут владельцев.

Согласно Водному кодексу собственник должен выловить, утилизировать или отремонтировать свое имущество. В прошлом году природоохранная прокуратура судилась с госуниверситетом (более пяти лет назад в Воскресенском районе утонуло их самоходное судно «Ректор Лучинин») и фирмой «Арго» (возле моста через Волгу лежала их баржа-сухогруз). По мнению надзорного ведомства, судебное решение оказывается самой действенной мерой, так как за его неисполнение грозит уголовная ответственность.

Чаще всего хозяев кораблей не находят: иногда по обломкам невозможно даже определить тип судна. Если технику признают бесхозной, муниципалитет имеет право взять ее на баланс, но таких случаев не было. Ничейные посудины по согласованию с контролирующими службами поднимают частные подрядчики. Владельцы могут заявить свои права в любой момент, в том числе, когда драгоценный металлолом уже окажется на берегу. В таком случае им придется оплатить расходы по подъему.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera