Саратов. В воскресенье откроется 21-й Собиновский фестиваль

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

В нынешнем году организаторы поддержали моду на советское ретро: в программе - художественная инсталляция на темы 1930-х годов под названием «Призрак эпохи» и музыкальный спектакль по произведениям Дунаевского. Державную ностальгию...

В нынешнем году организаторы поддержали моду на советское ретро: в программе - художественная инсталляция на темы 1930-х годов под названием «Призрак эпохи» и музыкальный спектакль по произведениям Дунаевского. Державную ностальгию разбавят симфоническим циклом Алемдара Караманова, никогда не исполнявшимся на российской территории по идеологическим причинам.

Напомним, что прошлой весной устроители привлекали публику весьма оригинальными арт-проектами: на площади перед театром оперы и балеты сожгли рояль. Ради представления, доказывающего могущество музыки, директор театра терпел в своем кабинете живой реквизит - лабораторных мышей и опарышей, из которых выводили мух. По словам директора Ильи Кияненко, в нынешнем году руководство театра беспокоилось, не станет ли зрителям скучно, в сравнении со столь зажигательной юбилейной программой. «Но продажи билетов показали, что у нас все получилось».

На открытие саратовцы сумели найти премьеру российского масштаба. Впервые прозвучит симфонический цикл «Совершишася», как сказано в программке, «сочиненный по вдохновению свыше рабом Божиим Алемдаром Карамановым». По словам художественного руководителя Леонида Кочнева, «его имя мало известно в силу особых обстоятельств жизни, но будет золотыми буквами вписано в историю российской музыки». Алемдар Караманов (сокурсник Шнитке по Московской консерватории, аспирант Тихона Хренникова) избегал контактов с официальными объединениями композиторов, жил в Симферополе и писал музыку «по божественному откровению». Всего ему принадлежат 24 симфонии, в том числе макроциклы по Евангелию и Апокалипсису. Партитуру «Совершишася», состоящую из десяти частей, везли в Саратов в огромном чемодане. Пришлось даже расширить дирижерский пульт - ноты на нем не помещались. В театр пригласили дополнительных музыкантов из филармонии и консерватории: для исполнения нужно шесть труб (против двух в обычном «бетховенском» составе оркестра), три саксофона, электроорган и т.д. Мобилизовали «все хоровые силы Саратова, какие только есть - 120 человек», включая детский и студенческий хоры. Областная видеопередвижка предоставила экраны: в оперном зале покажут своеобразные «слайды» с евангельскими сюжетами. При помощи Радищевского музея отобрали сто репродукций.

По словам Леонида Кочнева, еще осенью в театре решили поставить музыкальный спектакль по произведениям Дунаевского, чтобы «отправить сегодняшнюю публику в Россию полувековой давности, познакомить с эмоциональным настроем, который несли наши отцы». Оказалось, зрители «за» - «представители старшего поколения просто плачут в зале, а молодежь с интересом узнает, как это было». На фестивале спектакль повторят и сопроводят художественной инсталляцией «Призрак эпохи» - в помещении театра соорудят сталинскую высотку из журнальных вырезок «Крестьянки», «Работницы», «Огонька» 1930-х годов, выставят книги, фотографии того времени и включат советские фильмы. Для окончательного погружения в контекст выступит ретро-группа «Доктор Ватсон».

Современную хореографию на фесте представит Русский камерный балет «Москва». Их подключили к мероприятию в пожарном порядке: коллектив, который приглашали изначально, неожиданно распался, пришлось в течение часа искать замену. Москвичи привезут «Свадебку» Стравинского. Как отмечают в саратовском театре, это редкий случай, когда балет показывают в провинции уже через четыре дня после столичной премьеры. На постановку «Терраклиниум» (музыка Акира Ямаоко) не допускаются дети до 16 лет - артисты обещают некие «провокации», эпиграфом к программке сделали многообещающую фразу «прошедший все, да откроет глаза».

Гвоздем фестиваля станет «Дон Кихот»: Китри станцует новый депутат Госдумы от Саратовской области, «единоросска» Светлана Захарова. В апреле итальянский театр Ла Скала присудил ей титул «этуаль». «Звезда» - это официальная должность, похожая на «приму» в отечественном варианте. Этуаль может влиять на репертуар и сама заказывать себе спектакли. Как отмечают в саратовском театре, ни одного билета «на депутата» в кассах уже не осталось.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera