Центр «Сова» представил доклад по итогам мониторинга этнической и религиозной интолерантности в СМИ

Политика

Виктория КочкинаАнастасия Шестакова«Новая газета»

Сегодня в Независимом пресс-центре состоялась презентация доклада по итогам мониторинга этнической и религиозной интолерантности в СМИ. Представляли доклад его автор, заместитель директора информационно-аналитического Центра «Сова» Галина...

Сегодня в Независимом пресс-центре состоялась презентация доклада по итогам мониторинга этнической и религиозной интолерантности в СМИ. Представляли доклад его автор, заместитель директора информационно-аналитического Центра «Сова» Галина Кожевникова и Александр Верховский, директор Центра, составитель сборника и автор обзора антиэкстремисткого законодательства.

Доклад является результатом седьмого по счету исследования в рамках коалиционного проекта «Язык вражды в российских СМИ», которое проводилось с 1 сентября по 1 декабря 2007 года и было приурочено к кампании по выборам депутатов Госдумы пятого созыва.

Итоги мониторинга, отмеченные в докладе, показали следующее: количество проявлений формального языка вражды в СМИ не возросло, а несколько сократилось по сравнению с предыдущим этапом, но это не связано с ростом профессионализма или толерантности журналистов.

Главной причиной такого сокращения стало принципиальное видоизменение проявлений нетерпимости в СМИ. По словам Галины Кожевниковой, язык вражды уходит на символический уровень, апеллируя к не названным напрямую этнорелигиозным стереотипам, укоренившимся в предыдущие годы.

Так же свою роль сыграли жестокие условия парламентской предвыборной кампании, обусловленные специфической политической ситуацией в стране.

«Информационное пространство крайне зарегулировано, это отразилось на общей интенсивности информационного потока и на интенсивности предвыборной агитации в СМИ и возможности высказывания для «несистемных» активистов. Сыграли свою роль и абсолютное информационное доминирование «Единой России», и обоснованные опасения неправомерных антиэкстремистких преследований», - отмечали авторы доклада.

Как и в прошлые годы наблюдается, что пропагандистские кампании, направленные против государств – внешнеполитических оппонентов России, не могут удержаться в рамках политической риторики и выливаются в кампании «этнические». Это видно на примере проявлений вражды в адрес «западных европейцев».

Участники же избирательного процесса, говорится в докладе, предпочитают не использовать язык вражды при агитации в СМИ. Но когда это происходит апелляция идет к псевдосоциальным («мигранты») или заведомо избирателями не являющимися («западные европейцы»).

Четко прослеживается политическая ангажированность по отношению к некорректным этнорелигиозным высказываниям разных участников избирательного процесса. Наиболее одобряемой, говорит авторы доклада, является интолерантность «Единой России».
Кроме того, новой чертой стало развитие на страницах СМИ практики диффамации политических оппонентов при помощи антифашисткой риторики.

«Все это показывает, - заключают эксперты центра «Сова», - что язык вражды не просто остается одной из профессиональных проблем российских медиа. Он встраивается в систему пропаганды и становится деятельным и политическим ангажированным участником политического процесса, не просто поддерживая, но и легитимируя и без того высокий уровень ксенофобии в российском обществе».

Впрочем, представители «Совы» отмечают, что язык вражды практически полностью отсутствует в региональных СМИ.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera