Андрей Ерофеев хочет создать Музей современного искусства

Политика

Андрей ИвочкинНовая газета

Что будет с ценнейшей коллекцией современного искусства, собранной бывшим заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым? Как и где сохранить отобранные к приобретению произведения, находящиеся ныне на...

Что будет с ценнейшей коллекцией современного искусства, собранной бывшим заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым? Как и где сохранить отобранные к приобретению произведения, находящиеся ныне на временном хранении в Третьяковке? Как сохранить дееспособный музейный коллектив, имеющий редкий опыт интерпретации, популяризации и экспонирования актуального искусства? Как и где продолжить миссию Ерофеева и его команды - создание в России музея современного искусства?

Этим актуальным вопросам была посвящена прошедшая 9 июля в Москве пресс-конференция «Отдел новейших течений без Третьяковки. Настоящее и будущее коллекции Андрея Ерофеева и его команды».

Напомним, что Андрей Ерофеев - бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи, уволенный из музея 27 июня 2008 года приказом директора В. Родионова по статье 81 Трудового кодекса РФ.

Ерофеев - организатор нескольких скандальных выставок. За последнюю выставку, прошедшую в Музее и общественном центре имени Сахарова, против него и директора центра Юрия Самодурова было даже возбуждено уголовное дело по статье о разжигании ненависти и вражды. Ерофееву и Самодурову по предъявленной статье грозит до двух лет лишения свободы. Сейчас они отпущены под подписку о невыезде.

На протяжении 20 лет Ерофеев вместе с единомышленниками и при активной поддержке Министерства культуры с нуля формировал коллекцию независимого («неофициального» по терминологии советского времени) российского искусства. Сегодня эта коллекция насчитывает более 5 тысяч произведений (2500 на постоянном и 3000 на временном хранении). Она охватывает творчество всех видных отечественных художников 1950-2000-х годов. Это самое большое музейное собрание современного отечественного искусства в России.

Главная цель деятельности отдела новейших течений состоит в научном изучении, коллекционировании и экспонировании авангардных тенденций в российском искусстве со второй половины ХХ столетия по настоящее время. В результате работы отдела многие произведения удалось вернуть из эмиграции. Например, редчайшие образцы русского поп-арта — объекты Л.Сокова, А.Косолапова, А.Комара и В.Меламида, Д.Пригова и других.

Поначалу коллекция базировалась в музее-заповеднике «Царицыно», а с 2001 года переехала в Третьяковскую галерею, где Ерофеев и его команда по собственной инициативе разработали и частично осуществили программу преобразования Третьяковки на Крымском Валу из музея традиционного типа в музей современного искусства. Предполагалось раскрыть музей на демонстрацию и публичное обсуждение инновационных поисков как всемирно признанных, так и молодых актуальных художников. Ерофеев инициировал клубы встреч художников и зрителей, мастер-классы новейшего искусства для юношества, лекционные циклы по истории российского и зарубежного авангарда. Была создана первая в стране постоянная экспозиция российского независимого искусства 1950-2000-х годов, развернута серия персональных и крупных эпохально-стилевых выставок. За 7 лет работы сотрудники отдела создали постоянную экспозицию в залах 39-42 в здании на Крымском Валу, научно-популярно иллюстрирующей развитие русского искусства второй половины 20 века: от кинетизма до самых последних тенденций.

Однако с середины 2007 года все программы отдела Андрея Ерофеева по обновлению Третьяковки на Крымском Валу начали сворачиваться. Дирекция музея ограничила работу отдела функциями инвентаризации уже принятого на постоянное хранение материала. Что же касается временного фонда, то дирекция приступила к его раздаче владельцам. С увольнением А.Ерофеева этот процесс будет ускорен.

 
Сам директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявлял ранее, что считает увольнение Ерофеева совершенно справедливым: «У него за 5 лет работы 5 выговоров - это уникально. Он не раз обвинялся в нарушении порядка хранения произведений Третьяковской галереи». Родионов также заявил, что и сам отдел Третьяковской галереи, который возглавлял Андрей Ерофеев, будет расформирован по причине того, что «отдел не справляется со своими обязанностями».

По оценке самого Ерофеева, тем самым будет нанесен непоправимый ущерб не только самой коллекции, идее фонда современного искусства, но и культурно-историческому наследию страны в целом.

Такое отношение со стороны администрации Третьяковской галереи, по словам ее теперь уже бывшего сотрудника, объясняется элементарной некомпетентностью и незнанием новейшего искусства.

«Когда музеем руководит управленец, бывший заместитель министра, причем не профильного министерства (Родионов – бывший замминистра по строительству), не искусствовед, то, конечно, он не защищает искусство, прежде всего, а слушается тех команд, которые летят к нему сверху», - заявил Андрей Ерофеев. «Причем все десять лет существования отдела этих команд не было, а тут вдруг наверху решили, что современное искусство –  это позор России, как сказал министр Соколов, и министерство сразу инициировало цензурный запрет. Но все это не вдруг было, а шаг за шагом: так, вначале запретили выставки, потом запретили лекции и клубы. Последним, финальным аккордом этого было мое увольнение и расформирование отдела».

Свое недавнее увольнение из Третьяковки Андрей Ерофеев считает «финальным аккордом цензуры в современном искусстве», спровоцированным его участием в подготовке ряда скандальных выставок, в том числе выставки «Запретное искусство», вызвавшей резкую критику бывшего министра культуры Александра Соколова.

«Мое увольнение выдержано в той же ультраправой стилистике, что и окрик министра Соколова по поводу выставки «Запретное искусство». Это предупреждение-угроза всем остальным», - констатирует Ерофеев. – «У меня накопилось 15-20 выговоров за каждую мою несанкционированную акцию. Это все элементы нашей атавистической управленческой модели – ее надо реформировать». Ерофеев поясняет резко негативное отношение руководства к организуемым выставкам так: «Перед Соколовым – хаос современного искусства, а он его не понимает. Он в ужасе перед этим. Это попытка дистанцироваться от непонятного».

Однако и увольнение, и свое нынешнее неопределенное положение Ерофеев считает маловажными по сравнению с будущностью собранной им коллекции. По его словам, «многие вещи находятся под угрозой потери для музея и общества, потому что художник дарит свои произведения музею не сразу, а дает, так сказать, во временное пользование». Многие художники звонили Ерофееву с просьбой вернуть свои произведения назад. «В таком «подвешенном» состоянии у нас сейчас находятся три тысячи произведений», - констатирует бывший начальник отдела современного искусства Третьяковки. И выхода из создавшегося положения пока не видно. Тем не менее, если ничего не предпринимать, уверен Ерофеев, угроза утери ценнейших экспонатов отдела современного искусства станет реальностью.

«Такое поведение Третьяковки очень безответственно по отношению к русской культуре, это произвол администрации, которая игнорирует подлинные, профессиональные интересы музейного сообщества», - считает он. 

Выходом из создавшегося бедственного положения бывший сотрудник Третьяковки видит создание государственного музея современного искусства. Сам Ерофеев просит нового министра культуры поддержать эту инициативу: «Я очень надеюсь, что наш новый министр культуры Александр Авдеев не окажется глух к этой просьбе учредить и дать нам возможность работать под эгидой министерства по созданию государственного музея современного искусства».

«Хотелось бы, чтобы наши надежды оправдались», - считает Ерофеев. – «Важно, чтобы наша коллекция не исчезла бы в Третьяковке, не попала бы в ящики».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera