Москва. В галерее «ВХУТЕМАС» открылась выставка художников из Израиля и Германии

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

В столице продолжается I Международная Московская Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», в минувший четверг в рамках этого проекта открылась выставка «Libre Libra». Экспозиция расположилась в галерее «ВХУТЕМАС» и включила в себя...

Александра Акчурина - «Новая газета»

В столице продолжается I Международная Московская Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», в минувший четверг в рамках этого проекта открылась выставка «Libre Libra». Экспозиция расположилась в галерее «ВХУТЕМАС» и включила в себя работы четырех авторов: Авиада Жиля, Гуета Ширли и Ноа Наари из Израиля и Каролин Мойниер из Германии.

Все экспонаты – размышления современных художников о двойственности и иллюзорности существования. Проекты выполнены в различных формах – на выставке вы можете увидеть и инсталляции, и дизайнерские объекты, и видео, однако все они повествуют о месте личности в меняющейся цивилизации. Название «Libre Libra», означающее в переводе «Свободные весы», формулирует главную идею проекта: в сегодняшнем мире нет ничего определенного и стойкого, и даже символ равновесия балансирует на грани.

Ярче всего эта концепция отражена в работе художницы из Тель-Авива Ноа Наари. Биеннале не первое выступление Наари, на родине у нее уже была персональная выставка. Ее произведение, представленное на московской экспозиции, состоит из видеоинсталляции и дизайнерского объекта. По замыслу автора, зритель должен смотреть видео, стоя на специальном полу, собранном из каменных плит. Пол выглядит абсолютно обыкновенным, но, стоит встать на него, и плиты начинают ходить под ногами ходуном. Иллюзию шаткости создает поролон, на который положены камни. В проекте Наари раскрываются обе идеи выставки – и двойственность восприятия (пол, который по всем признакам должен быть прочным, оказывается неустойчивым), и зыбкость бытия.

Чувство нестабильности выражают и работы другого израильского мастера Авиада Жиля. Он занимается изготовлением скульптур и мебели. Все проекты Жиля можно приобрести, а не так давно дизайнеры стали делать ему заказы для выпуска мебели крупными тиражами.

Все работы Жиля пронизаны военной тематикой. Привычные предметы интерьера вызывают новую гамму эмоций. Так, настольная деревянная лампа по форме копирует автомат Калашникова, а ее торшер выполнен из салфеток для чистки оружия. Другая работа представляет собой стеклянный стол, основание которого изрешечено пулями из того же АК (для этой цели Авиад Жиль самостоятельно расстрелял стекло автомобиля). В первом случае вещь, которая отвечает за уют в доме, становится орудием, а во втором – объектом насилия.

Однако произведения молодых авторов, несущие в себе столь гнетущие идеи, не производят тягостного впечатления. «Все работы на выставке построены на сенсорике. Хотя многие из них затрагивают сложные вопросы, они несут в себе положительную энергию. Эти работы – выражение яркого внутреннего мира творческих людей и не несут в себе агрессии», - считает куратор выставки Мария Трошина.

Каролин Мойниер, единственная немецкая участница выставки, представила более миролюбивый, но менее выразительный проект. В ее видеоинсталляции девушка ходит по кругу в галерее с белоснежными стенами. Камера, установленная на фиксированном столе, следует за человеком и периодически теряет его из виду. В инсталляции идет речь о создании диалога между людьми, о передаче информации и эмоций посредством взглядов, которые пересекаются, стоит только девушке вновь попасть в кадр. В остальное время людей давит пустота белых стен, лишенная чужих глаз и мыслей. Однако работа Мойниер не производит такого сильного впечатления, как произведения ее израильских коллег. Она скорее походит на зарисовку, наметки более масштабного проекта.

Работы иностранных художников дополнены скульптурами отечественного мастера Виктора Субботина. Его смешные фигурки животных сделаны из материалов, найденные автором на свалке. Его собаки, свиньи и очаровательные роботы сделаны из металла, автомобильных фар, велосипедной резины и стоптанных башмаков – словом, из обломков цивилизации. О ней же, о цивилизации, испорченной войной и взаимным непониманием, ярко и актуально рассказывают все остальные авторы выставки.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera