Москва. В «Домике Чехова» открылась выставка российских художников «Дневник одного пространства»

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

В московском выставочном зале «Домик Чехова» (филиал «Нового Манежа») состоялось открытие выставки «Дневник одного пространства», организованной галереей «Г.О.С.Т.». На экспозиции представлены работы четырех отечественных мастеров графики...

Александра Акчурина - «Новая газета»

Александра Акчурина - «Новая газета»

Александра Акчурина - «Новая газета»

Александра Акчурина - «Новая газета»

В московском выставочном зале «Домик Чехова» (филиал «Нового Манежа») состоялось открытие выставки «Дневник одного пространства», организованной галереей «Г.О.С.Т.». На экспозиции представлены работы четырех отечественных мастеров графики – Николая Андриевича, Бориса Кочейшвили, Валерия Орлова и Юлия Перевезенцева.

Организаторы выставки стремились найти в творчестве художников дневниковую интимность, камерность. Экспонаты были подобраны в архивах графиков, причем кураторы искали менее известные работы, эскизы и наброски, которые бы свидетельствовали о долгом творческом пути каждого мастера. «Идея появилась у нас весной этого года. Нам давно хотелось показать графику, основанную на материале ретро, и при этом поработать с живыми художниками, которые продолжают активно творить. Мы взяли срез поколения 60-70-х годов, когда эти мастера только начинали, но показали и ранние, и поздние рисунки», - говорит Елена Грибоносова-Гребнева, одна из кураторов выставки.

Выставка четко делится на четыре части - по авторам. У каждого – своя история, разбитая на годы или месяцы. Дневники художников строятся не на словах, а на образах, отчего несут в себе меньше информации, но больше эмоций и ощущений. Наиболее последовательный и точный «дневник» у Николая Андриевича. Его листы из серии «Царь-ваза» относятся к разным месяцам и меняют очертания и цветовую гамму в зависимости от времени года и личных переживаний. Октябрь 1988 года – резкие серо-черные контуры с несколькими голубоватыми мазками. Июль того же года – голубой тон ярче и насыщенней заполняет картину. А апрельская ваза отрывочна и снова полна черным цветом.

По сравнению с «Царь-вазой» более хроникальной кажется «тарусская» серия – деревенские натюрморты. В центре небольших рисунков оказываются простые предметы – чайник, гитара, картина. Их окружают не менее привычные вещи – тарелки, банки, книги, столы и стулья. Но все вместе они передают впечатления одинокого человека, его наблюдения над окружающей обстановкой. Самому человеку на этих картинах не место, здесь героями становятся вещи, отвечающие за уют и атмосферу дома.

Деревенскую тему продолжает Юлий Перевезенцев в серии «Деревенский натюрморт». В его рисунках преобладают традиционные атрибуты сельской жизни: крепкие, спелые яблоки и дощатые, плотно сколоченные столы и стулья. «Дневник» Перевезенцева больше напоминает сны и ассоциации, чем четко сформулированные мысли. Даже деревня выглядит у него немного сказочной, нереальной.

Еще больше это заметно в работах «Клетки», «Большая клетка» и «Город». В них в единый образ сливаются птичья и человеческая жизнь взаперти. В каждом домике-клетке сидит свой жаворонок или соловей, обреченный биться крыльями о прутья решетки. Подобные ощущения неоднократно испытывает и городской житель, запертый в блочной коробке высотного дома.

Работы еще одного художника, Бориса Кочейшвили, интересны и в идейном, и в техническом плане. Кочейшвили использует редкую технику – тушь на мелованной бумаге. Изображение наносится одной кисточкой, отчего процесс становится необычайно трудоемким. Одна из самых заметных работ – «Три сестры». На картине запечатлены одна темная и две светлые фигуры, замершие у вершины треугольника. Они, как и чеховские героини, остановились на изломе собственной судьбы, опустились в бесцветную, лишенную действия жизнь. На выставке также представлены эскизы Кочейшвили, беглые планы его работ.

Рисунки Валерия Орлова выглядят настолько незаконченными и отрывочными, что скорее напоминают тени образов, чем сами образы. Полустертые линии, размытые фигуры и очертания не добавляют ясности произведениям Орлова, многое недоговаривают, утаивают. Впрочем, загадочность – признак многих дневников вопреки известной откровенности этого жанра.

Выставка продлится до 30 августа в «Домике Чехова» на Малой Дмитровке.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera