Волгоградская область. Опасаясь экологической катастрофы, жители станции Донская заблокировали ж/д пути и не пропускали вагоны с серой

Политика

Наталия ЕрмиловаНовая газета

В воскресенье на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о возгорании серы на станции Донская Калачевского района. В полувагоне горело три тонны серы. Пожар удалось потушить, однако это не первый подобный случай. В начале июля загорелись...

В воскресенье на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о возгорании серы на станции Донская Калачевского района. В полувагоне горело три тонны серы. Пожар удалось потушить, однако это не первый подобный случай.

В начале июля загорелись два вагона с серой, которую перевозили в как раз для дальнейшей транспортировки в Калачевский порт. Что стало причиной обоих пожаров, сейчас устанавливается. Однако как пояснили в пресс-службе МЧС, скорее всего, произошло самовозгорание из-за нарушений в правилах хранения и транспортировки этого опасного химического вещества.
Этот инцидент стал не единственным в истории с Калачевским портом. 11 июля судебные приставы попытались опечатать его имущество. Поводом для таких действий стало решение Калачевского районного суда, который удовлетворил обращение прокуратуры района.

Дело в том, что незадолго до этого, прокуратура  района обратилась в суд с заявлением, что ОАО «Калачевский порт» с мая этого года незаконно занимается перевалкой серы.  В частности, у компании отсутствовала лицензия на работу с опасными грузами, а, следовательно, любые «манипуляции с серой» в порту являлись незаконными.

«Суд полностью согласился с нашими требованиями, – пояснил прокурор Калачевского района Вячеслав Яковлев. – Сейчас возбуждено два административных производства в отношении эколога предприятия и генерального директора порта по статье, предусматривающей наказание за вредные воздействия на атмосферу без соответствующего разрешения. Кроме того, прокуратурой района был направлен иск в суд с требованием прекратить погрузку серы в порту. И этот иск судом был удовлетворен, теперь Калачевский порт в течение месяца обязан вывезти все запасы опасного вещества».

Полностью поддержали требования районной прокуратуры и в природоохранной прокуратуре. Так, по словам заместителя волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Максима Макашова, проверка установила факт несоблюдения предприятием требований законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха».

«На территории порта действительно осуществлялась расфасовка серы, которую в больших количествах привозили из Астраханской области, – заявил Макашов. – Кроме того, химическое вещество, чаще всего используемое в составе минеральных удобрений, хранилось на открытом воздухе без ограждения и покрытия. А в проекте предельно допустимых выбросов не были учтены условия хранения серы, и предприятие работало с опасными грузами без соответствующей лицензии. Так что несоблюдение законодательства налицо».

Однако, руководство ОАО «Калачевского порта» утверждает, что в работе порта нет нарушений. По словам президента компании Владимира Чаплыгина, к работе порта не имеет претензий ни Роспотребнадзор, ни Ростехнадзор, ни природоохранная прокуратура. Более того, президент компании заявил одному из информационных агентств, иск райпрокуратуры был инициирован главой Калачевского района Дмитрием Хахалевым, который открыто вымогал у компании деньги.

«Существенным моментом является и то, что суд проходил без нашего ведома, а судебные приставы пришли опечатывать объект уже на следующий день, – заявил Владимир Чаплыгин, – несмотря на то, что решение суда еще не вступило в силу и мы имеем право обжаловать его в течение 10 дней».

Такие обвинения вызвали у администрации района по меньшей мере негодование.

«О чем может идти речь, – заявил и.о. главы района Алексей Гавшин. – У них там лежит 35 тысяч тонн серы, которая является воспламеняющимся продуктом. В порту от этого дохнет рыба. От жителей поступают жалобы. Мы бы их не трогали, если бы порт работал по лицензии».

На чьей бы стороне ни была правда, заложниками ситуации как всегда стали люди. Например, после тушения одного из вагонов с серой, большая ее часть стекла прямо в Дон.

«Нужно помнить о том, что сера относится ко второму классу опасности, а многие соединения с этим химическим элементом являются серьезными ядами, – пояснил председатель экологического центра «Зеленая орбита» Сергей Шавлак. – Сера горюча и вступает при повышенной температуре в соединение с металлами и многими металлоидами. В тонко измельченном виде она легко окисляется на воздухе и при обычной температуре. Пыль серы в воздухе иногда взрывается. Контактировать с ней человеку не желательно. Она вызывает воспаление слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, раздражение кожных покровов, а при серьезном отравлении продуктом ее горения – сернистым антидридом, возможны даже заболевания желудочно-кишечного тракта».

Именно поэтому жители Калача и бьют тревогу. Но когда многочисленные жалобы не принесли результатов, калачевцы решили действовать другими, более радикальными методами, опасаясь настоящей экологической катострофы. А именно устроили на железнодорожных путях пикет и перестали пропускать вагоны с серой в порт.

Но принесет ли такая мера результаты?

Судьба Калачевского порта должна решиться уже в ближайшие дни. Судебное разбирательство по его делу должно состояться 24 июля. А завтра пройдут предварительные слушания.

«Новая газета» будет следить за развитием событий

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera