Открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву в защиту Химкинского леса

Политика

«Новая газета»редакция

Президенту РФ Д. А. Медведеву ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ХИМКИНСКОГО ЛЕСА Уважаемый Дмитрий Анатольевич, От имени более 12000 граждан России и жителей зарубежья, оставивших подписи в защиту Химкинского леса, обращаюсь к Вам с просьбой лично...

Президенту РФ
Д. А. Медведеву

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ХИМКИНСКОГО ЛЕСА

Уважаемый Дмитрий Анатольевич,

От имени более 12000 граждан России и жителей зарубежья, оставивших подписи в защиту Химкинского леса, обращаюсь к Вам с просьбой лично вмешаться в ситуацию и остановить уничтожение одного из немногих оставшихся лесопарков ближнего Подмосковья. Химкинский лесопарк, находящийся менее чем в 10 км от Москвы, представляет собой уникальную экосистему, является местом обитания лосей, кабанов и других крупных диких животных.

К сожалению, решением Минтранса РФ и Губернатора МО Громова (постановление 358/16) земли лесопарка планируется использовать для прокладки нового скоростного шоссе «Москва – С.-Петербург» (участок МКАД – Шереметьево).  Мы решительно возражаем против такого использования лесопарка, и вот почему:

Прокладка скоростного десятирядного шоссе по территории лесопарка (ширина которого на некоторых участках составляет менее километра) неминуемо уничтожит экосистему леса. Так, согласно официальному сообщению Департамента природопользования правительства Москвы: «Московское городское управление особо охраняемые природными территориями категорически не согласно с проектом строительства скоростной автомобильной дороги в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1, которое пройдет по территории Химкинского лесопарка. При реализации проекта под вырубку попадают большие участки леса – около 60 га. Широкая просека для строительства дороги разделит лесной массив на части. Из-за резкого изменения условий роста и отрицательного воздействия автодороги прилегающие к трассе старые лесонасаждения погибнут в первые годы эксплуатации автомагистрали. В свою очередь деградация насаждений повлечет за собой ухудшение экологической обстановки в данном регионе».

Разрушение экосистемы лесопарка приведет к потере единственной рекреационной зоны, доступной жителям  прилегающих районов севера Москвы и Химок.

Превращение лесопарка в замусоренную придорожную лесополосу (как уже произошло с участками леса в районе МКАД) нарушает права жителей на благоприятную экологическую обстановку согласно ст. 42 Конституции РФ. В первую очередь, нарушаются права пенсионеров, родителей с детьми – тех, для кого лесопарк является любимым и единственным местом прогулок.  Стоит, наверное, напомнить, что город Химки перегружен промышленными предприятиями оборонной отрасли, двумя шоссе федерального назначения (Ленинградское и МКАД), здесь находится гигантский открытый полигон ТБО и множество других экологически вредных объектов.

Прокладка трассы по территории леса не обусловлена технической необходимостью. Даже в официальных ответах Минтранса признается, что данный вариант принят на основании «технико-экономического анализа» - т.е., является самым простым и самым дешевым. Проблема соблюдения экологических прав граждан, здоровья нынешнего и будущего поколения, при такой постановке вопроса выносится за скобки. Решение о прокладке трассы принято без учета запланированного расширения Ленинградского шоссе на участке от Москвы до Химок. Возможности снижения автомобильного трафика путем повышения эффективности работы Октябрьской железной дороги  также не учтены. А ведь элементарная логика подсказывает, что, прежде чем строить новые дороги, стоит попытаться хоть как-то оптимизировать возможности существующих путей сообщения. Особенно показателен пример Октябрьской железной дороги, где интервал между электричками может достигать часа (!) в течение  рабочего дня.

Использование лесопарка для подобного строительства создает опасный прецедент нецелевого использования подмосковных лесов. Общеизвестно, что уже сегодня большие участки лесозащитного пояса Москвы используются для коммерческой застройки, масштабы махинаций приобретают угрожающий размер. Одобрение подобного проекта на федеральном уровне означает «зеленый свет» для многочисленных коммерческих структур, сросшихся с местными властями различных уровней и планирующих получить прибыль от нецелевого использования земель Федерального лесного фонда. Федеральные органы власти не обеспечивают защиту лесных земель от незаконных захватов. По официальному признанию Рослесхоза, он даже не располагает картой точных границ Химкинского лесопарка!  Даже теперь, когда проект магистрали еще не реализован, а выделение сотен гектар лесных земель под «транспортную инфраструктуру и объекты капитального строительства» согласно Постановлению Громова №358/16 на  официальном уровне отрицается, наши активисты регулярно сталкиваются с попытками незаконной застройки участков территории Химкинского лесопарка. При этом для того, чтобы пресечь строительство таможенного терминала на лесных землях у деревни Вашутино, понадобился круглосуточный палаточный лагерь, организованный жителями у места вырубки.

Ситуация с Химкинским лесопаркам опасна не только своими экологическими последствиями. Она – один из многих тревожных симптомов углубления раскола между зарождающимся в России гражданским обществом, с одной стороны, и представителями исполнительной власти – с другой. Показательно, что местные власти с самого начала не были настроены на выявление реального мнения жителей и  его учет при реализации данного проекта. Объявление об общественных слушаниях по федеральной трассе было опубликовано на последних страницах местной газеты петитом – между «услугами гадалки» и «остеклением балконов».  В итоге в слушаниях от Химок принял участие 1 (один!) представитель.  Но даже на эти усеченные слушания не были вынесены какие-либо альтернативные варианты – распоряжение №367-р от 05.04.05 о выборе трассы через лесопарк было подписано главой Химкинского района Стрельченко В.В. до проведения общественных слушаний! Ну а дальше – реакция власти на недоумение, а потом и возмущение жителей – развивалась в худших традициях советской бюрократии. Все обращения отправляются в Минтранс и Администрацию Московской области – т.е., как раз тем юридическим лицам, чьи действия оспариваются, и которые очевидно заинтересованы в реализации  проекта «как он есть».

При этом  игнорируются все противоположные мнения, причем - не только жителей Москвы и Химок, но и официальная позиция субъекта Федерации – города Москвы, озвученная не только в цитированном пресс-релизе Департамента природопользования, но и в официальном обращении Мосгордумы к Премьер-министру В.В.Путину с просьбой перенести магистраль с территории Химкинского лесопарка. Стоит ли удивляться, что при таком подходе дальше формальных отписок дело не пошло. Исключение, как нам показалось, составило Ваше поручение руководителям федеральных и местных органов власти, «разобраться в проблеме с учетом экологических прав граждан». Но только в итоге это поручение обернулось очередной отпиской от Минтранса, смысл которой сводился к тому, что прокладка трассы через лес только улучшит экологию в Химках. Столкнувшись с подобным «заколдованным кругом», граждане теряют веру в возможность  цивилизованного решения проблем, веру, что между властью и обществом возможен диалог, а не только конфронтация.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сейчас идут последние приготовления к уничтожению Химкинского леса. Хотя  лес еще не выведен из земель лесфонда,  в нем уже пытаются начать подготовку к прокладке трассы привлеченные ФГУ «Дороги России»  геодезисты и археологи. Работы ведутся незаконно, без оформления разрешительных документов, с вырубкой деревьев и кустарников. Активное противодействие жителей замедляет их темпы, но не может остановить надвигающейся беды. Шансов на то, что проблема может быть решена путем диалога с Минтрансом или органами власти  Московской области не остается, поскольку занятая ими непримиримая позиция не оставляет места для подобного диалога.

От имени 12000 граждан, обеспокоенных судьбой леса, просим Вас не допустить использования земель Химкинского лесопарка для строительства трассы Москва-Петербург. Наше правительство приняло правильное решение, согласившись убрать олимпийские объекты с Грушевого хребта. Надеемся, что это решение позволит сохранить природу Кавказского заповедника и улучшить имидж Олимпиады в Сочи в глазах мирового сообщества. Но ведь экология пригородных лесопарков, в которых гуляют наши дети, вряд ли менее важна, чем экология заповедников Кавказа. А взаимное доверие между властью и обществом внутри своей страны – намного важнее для нее, чем даже вопросы имиджа в глазах всего мирового сообщества!  

По поручению подписавшихся в защиту
Химкинского леса
Чирикова Евгения Сергеевна

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera