С 28 октября по 4 ноября в кинотеатре «Формула кино Европа» – IХ ежегодный фестиваль «Новое британское кино»

Политика

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Уже в девятый раз форум опровергает категоричное заявление Франсуа Трюффо: «Британское кино – словосочетание, лишенное смысла». Соединенное Королевство диктует моду, расширяет рамки авторского кино и более других кинематографий...

Уже в девятый раз форум опровергает категоричное заявление Франсуа Трюффо: «Британское кино – словосочетание, лишенное смысла». Соединенное Королевство диктует моду, расширяет рамки авторского кино и более других кинематографий воздействует, развивает, облагораживает язык кинематографа коммерческого, прежде всего Голливуда. Британцы не теряют интереса к социальным проблемам. Кен Лоуч, Линдсей Андерсон, Майкл Ли, Гари Олдман – каждый находят собственный ракурс во взгляде на историю и современность, и в своих картинах сшивают прошлое с настоящим. Впрочем, нынешний фестиваль выводит социальные аспекты за рамки большой истории, сосредотачиваясь в пределах одного дома, одной семьи, отдельно взятого человека.

10 фильмов всех жанров, от хмурой семейной драмы - до просвечиваемой неоправданным оптимизмом комедии. Что объединяет новые британские картины? Прежде всего, кружевная психология, тончайшая вязь разработки характеров. Традиционно в центре внимания британских режиссеров – драма взросления, во всей ее полифоничности, непростых связях с реальностью. А неувядаемый конфликт отцов и детей придает этой драме внесезонное обострение. 17-летний Хэллем Фоу с юношеским максимализмом не желает смириться со смертью матери (фильм «Хэллем Фоу»). Он готов мстить всему миру, и подозревает свою красивую мачеху в убийстве с целью завладеть отцом, а заодно и их замком. Подростки и молодые люди – герои полифонической саги о провинциальной Англии «Надежда умирает последней». Юные наци в 1950-ом похищают в Вестминстерском аббатстве «камень судьбы» – «посылку истории», свидетеля древних коронаций шотландских королей. И это «вещественное» прикосновение к прошлому, меняет их судьбы. А взросление Блейка («Когда ты в последний раз видел своего отца?») драматичнейшим образом связано с тайным соперничеством юности и зрелости. Только отец – бонвиван, балагур, дамский угодник и скептик о соперничестве с собственным хмурым сынком -  подростком – гадким утенком – и не подозревает.

В «Генуе» Майкла Уинтерботтома («Добро пожаловать в Сараево», «Круглосуточные тусовщики», «Дорога на Гуантанрамо») -  психологической семейной драме – отец (Колин Ферт) с двумя дочерьми уезжает из сумрачной Британии в средневековый итальянский город. Цель - забыться, излечиться от постигшей семью трагедии – смерти матери. Здесь у каждого свое лекарство. Процесс выздоровления мучителен, отношения в семье трещат по швам. Но, кажется, сама Генуя, ее узкие улочки, древний храм Благовещенья с электрическими свечками - утешает, дарит надежду и понимание необходимости друг другу. Впрочем, фильм Уинтерботтома оставляет ощущение недосказанности, а если честно - недовыраженности.

Сыгравший убитого горем отца двух девочек Колин Ферт в фильме Ананда Такера «Когда ты в последний раз видел своего отца» перевоплотился в сына. Сорокалетний Блейк приезжает в дом детства прощаться с отцом, умирающим от рака. На протяжении всей картины он по крупицам восстанавливает историю сложных взаимоотношений с отцом, которого сыграл известный британский актер Джим Бродбент, снявшийся более чем в сотни фильмах. В фильме Такера очень много зеркал. Режиссер множит изображение героев, раскалывает их портреты, демонстрируя сложность и неоднозначность каждого из поступков, мотиваций, отношений. В финале Блейк выбежит в сад и обнимет отца крепко-крепко. Но руки его сомкнут пустоту…

А, еще лелея в себе давнее соперничество с французами, британцы оспаривают признанное  галльское первенство в амурных делах. «French film: другие сцены сексуального характера» - название режиссерского дебюта Джеки Оудни. Британский журналист берет интервью у известного французского кинорежиссера Тьерри Гриманди, который считается большим экспертом в области изучения природы и тайн любви. Самодовольный Гриманди и в самом деле, создает впечатление счастливого человека. У его «полного счастья» три веских основания, которые он сам и формулирует: он - француз, богат и… познал любовь. Британский журналист чувствует собственную ущербность в сравнении с чванливым французиком. Не богат. После десятилетнего стажа брака осталась лишь пресная привычка, никакой остроты чувств. К тому же, никакой он не француз, поэтому вопросы о природе и химическом составе любви не слишком его тревожат… Но в какой-то момент жизнь героя и его близких начинает подозрительно смахивать на известный фильм о любви режиссера Гриманди. Главный опыт, который приобретает герой – умение распознать влюбленность: кофе приобретает божественный вкус. Что делать, прочь файф-о-клок, придется полюбить…кофе.

Обласканный  наградами «Хэллэм Фоу» режиссера Дэвида Маккензи («Молодой Адам») пригласил на роль семнадцатилетнего героя бунтаря актера Джейми Белла, прославившегося на весь мир ролью Билли Элиота, мальчика из шахтерской семьи, рвущегося в балетную школу («Билли Элиот»). Хэллем после смерти матери (что-то заклинило в сюжетах новых британских фильмах – все истории начинаются или завершаются смертью родителей, а из картины в картину перетекает неуемная горечь сиротства) - нуждается в убежищах. От внешнего мира он прячется то на дереве (в ветвях оборудовал себе уютное жилище), то в «гнездах» эдинбургских крыш. Когда же он встречает девушку, похожую на его погибшую мать,  пытается не без успеха завладеть ее вниманием и показать совершенно иную столицу Шотландии – город крыш.

По-прежнему в британском кино ощущение подлинности происходящего придает стилистика документального кино, ТВ-репортажа. Именно так сделана ироничная документальная комедия «Полная история моих сексуальных неудач Криса Уэйта (успешного сценариста, режиссера и композитора, работавшего для телевизионного кино). Герой фильма представляется сам зрителю: он независимый фильмейкер, и его бросила очередная девушка. Надо же этой цепи неудач положить конец и разораться в собственном невезении, а возможно, и в собственных ошибках. Вот он и решил снять документальный фильм, построенный на интервью с бросившими его девушками, чтобы понять, что же в нем не так? И создать свой портрет, взглянув на себя «со стороны».

И наконец, кульминация смотра - «Беззаботная» Майка Ли, фильм Открытия фестиваля, наверное самый оптимистичный и светлый фильм киногода. Его премьерный показ состоялся на Берлинском кинофестивале, где актриса Салли Хоукинс получила заслуженного «Серебряного медведя». Потом картина Майка Ли совершила триумфальное шествие по фестивалям мира. И вот очаровательная дурнушка Поппи, учительница младших классов, Поппи – леди-праздник (взрослый парафраз «Пеппи – длинный чулок») вышагнула на российские экраны. Это английский ответ волшебнице обворожительной Амели. Но Поппи не требуется волшебная палочка, да и хороших новостей в ее жизни не так уж много – велосипед украли, инструктор по вождению – злобный кретин, болит спина, и с личной жизнью у тридцатилетней долговязой тетеньки никак не заладится. Зато Поппи знает рецепты на случай плохого настроения. Можно попрыгать на батуте, завалиться в ночной клуб с подружками, заняться фламенко, полетать птицами с учениками по классу, поговорить по душам с бомжом. Да и одевается эта перезревшая Джульетта, как новогодняя елка – к пестрой бижутерии, золотым сапогам и огненному меховому жилету не хватает только лампочек. Да в конце концов, помашите неизвестному прохожему на улице - и «Ау? Ну где там плохое настроение? Оно улетучивается, улепетывает, оно, страсть как боится таких искрометных веснушчатых фейерверков на высоких каблуках. Майк ли - обладатель Каннской пальмовой ветви  «Тайны и ложь»,  пяти номинаций на «Оскар», «Золотого Льва Венецианского кинофестиваля» («Вера Дрейк»)  решил зрителя порадовать и обнадежить. Сегодня, когда мировой кризис входит в свой зенит – это самое правильное кино.

P.S. Фестиваль может посетить любой желающий – билеты в кассах кинотеатра «Формула кино Европа» по адресу: площадь Киевского вокзала, 15.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera