Россия и ЕС готовятся к саммиту в Ницце

Политика

Николай ДонсковПредставитель «Новой газеты» в странах Северной Европы

28 октября Санкт-Петербург оказался центром большой политики. Здесь состоялось заседание Постоянного совета партнерства Евросоюз-Россия, посвященное подготовке предстоящего в середине ноября саммита ЕС-Россия. И в тот же день прошла...

28 октября Санкт-Петербург оказался центром большой политики. Здесь состоялось заседание Постоянного совета партнерства Евросоюз-Россия, посвященное подготовке предстоящего в середине ноября саммита ЕС-Россия. И в тот же день прошла встреча министров иностранных дел стран-участниц «Северного измерения», в рамках которого сотрудничают страны ЕС, Норвегия, Исландия и Россия.

В петербургском диалоге участвовали главы внешнеполитических ведомств. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встретился с французским коллегой Бернаром Кушнером (как известно, Франция на данный момент председательствует в Евросоюзе). Встреча была посвящена подготовке саммита ЕС-Россия, который состоится в середине ноября в Ницце. От предстоящей встречи в верхах ждут решения о том, когда могут быть возобновлены переговоры по подготовке нового пакта о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией. Как известно, эти переговоры были заморожены после российско-грузинского конфликта в августе нынешнего года.

Судя по всему, однозначного мнения по поводу отношений с Россией на сегодня в Европе нет. По крайней мере, так можно трактовать намерение Евросоюза урезать график совместных российско-европейских встреч. Теперь они будут проходить один раз в год, а не дважды, как прежде. О том, что такое решение должно быть принято на предстоящем саммите в Ницце, заявил в Петербурге министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер.

В то же время, очевидно, что идти на сворачивание диалога с Россией Европа не намерена. Об этом вполне отчетливо высказался министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб, принимавший участие в форуме «Северного измерения» (Финляндия на сегодня председательствует в ОБСЕ). 

«Наша цель – развивать сотрудничество, - рассказал Александер Стубб в интервью «Новой газете». – Конечно, на этом пути бывают препятствия, бывают трудные времена, как сейчас, после кризиса на Кавказе. Но кризисы проходят, а отношения остаются. Я не сторонник подхода на изоляцию России. Это нереалистично, учитывая глубокую взаимозависимость России с Европой. Я сторонник того, чтобы Россия становилась более европейской страной».

Наш давний европейский партнер – страна Суоми относится к восточному соседу достаточно лояльно. И это объяснимо. Ведь именно торговля и развитие отношений с Россией еще с советских времен способствовала развитию самой Финляндии. Как считают многие аналитики, именно этот фактор долгие годы удерживал северного соседа от вступления в НАТО – чтобы не раздражать восточного соседа. Впрочем, теперь, после августовских событий в Грузии, дискуссии о необходимости вступления Финляндии в НАТО вспыхнули с новой силой.

«После кризиса на Кавказе в Финляндии стали высказывать разные точки зрения по поводу возможности вступления в НАТО, - рассказал Александер Стубб. – Вот одна точка зрения. Кризис показал, что Финляндия ни в коем случае не должна вступать в НАТО, чтобы не возникла даже гипотетическая необходимость вступать в конфликт с Россией. Другая точка зрения противоположна первой. Кризис показал, что Финляндия должна как можно скорее вступить в НАТО, чтобы обезопасить себя от каких бы то ни было возможных конфликтов. Наконец, третья точка зрения заключается в том, что вступление в НАТО является темой для обсуждения, но не является приоритетом ближайшего будущего. Я придерживаюсь именно такой точки зрения. Важно подчеркнуть, что возможность вступления в НАТО является одним из пунктов правительственной программы Финляндии. Но очевидно, что это – не вопрос ближайшего будущего».

Что касается ближайшего будущего, то оно и обсуждалось на форуме «Северного измерения», который, по мнению участников, прошел успешно. В Петербурге было принято решение о создании постоянного партнерства между Северной Европой и Россией в области транспорта и логистики. Этот вопрос как нельзя актуален в первую очередь для Финляндии. Ведь именно там уже давно стали привычными многокилометровые очереди тяжелогруженых грузовиков, перевозящих товары из Европы в Россию. Что создает нешуточные транспортные проблемы в приграничной зоне.

Партнерство в области транспорта и логистики станет дополнением к уже существующим – в области культуры, социальной сферы и здравоохранения, экологии. Кстати, сотрудничество в области экологии наши северные соседи считают едва ли не самым успешным из всех прочих. Яркий пример – совместный инвестиционный проект строительства комплекса Юго-западных очистных сооружений в Петербурге. Очистные сооружения, которые были введены в строй в сентябре 2005 года, позволили существенно снизить загрязненность акватории Балтийского моря, общего для нас и наших соседей по «Северному измерению». Следующий крупный проект, который имеет важнейшее значение для экологии Балтийского моря, - это программа прекращения прямых сбросов в реку Неву.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera