Саратовская область. Художников выселяют из творческих мастерских, проданных муниципалитетом в частные руки

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Лишиться мастерских рискуют члены саратовского Союза художников. Городские власти продали здание частной фирме, планирующей устроить здесь гостиницу. Живописцам предложили переехать в цех бывшего завода, большая часть которого...

Лишиться мастерских рискуют члены саратовского Союза художников. Городские власти продали здание частной фирме, планирующей устроить здесь гостиницу. Живописцам предложили переехать в цех бывшего завода, большая часть которого переоборудована под вещевой рынок.

Об этом члены Союза рассказали сегодня на пресс-конференции. 39 мастерских располагались в трехэтажном здании на Московской, 125. Художники получили это помещение в 1990 году по решению городского исполкома. Как говорит председатель Союза Павел Маскаев, «недвижимость передали нам на баланс, что равнозначно современному праву собственности, но потом почему-то записали в муниципальное имущество». Творческие люди не слишком беспокоились о юридической стороне дела, так как продолжали пользоваться особняком по договору безвозмездного пользования. Уже в 2000-х городская дума обнаружила, что ценный объект в самом центре Саратова не приносит никакого дохода. Комитет по имуществу потребовал заключить договор аренды. Художники подписали документ, но не платили. По решению арбитражного суда договор расторгли, здание выставили на продажу. Весной нынешнего года новым владельцем стало ЗАО «Сарград».

Полгода живописцы продолжали работать на чужой территории, но теперь опасаются оказаться на улице. По словам представителей Союза, в здании до сих пор не включено отопление. «Температура внутри плюс восемь градусов, сырость. Холсты погибнут в таких условиях, приходится сушить их феном», - говорит Ирина Дубовова. В минувшие выходные во дворе появились сотрудники ЧОПа, установившие пропускной режим. Как опасаются художники, однажды охранники могут не пропустить их на рабочие места.

По сведениям Павла Маскаева, от приватизации 1,5 тысяч квадратных метров в памятнике архитектуры бюджет получил 18,2 миллиона рублей, коммерсанты намерены переоборудовать особняк под гостиницу. Согласно условиям продажи, новые хозяева передали муниципалитету другое помещение, куда могут переехать живописцы. Оказалось, что это заброшенный цех на четвертом этаже бывшего завода. Сейчас в производственном корпусе работает вещевой рынок. «Ни по санитарным, ни по техническим нормам переселяться туда нельзя. Подниматься в мастерские придется через ряды со шмотками. В цехе нет ни одного санузла. Художникам нужны индивидуальные помещения, а там нет ни одной перегородки, это тысяча квадратных метров футбольного поля», - говорит господин Маскаев. По его подсчетам, на реконструкцию понадобится 17 миллионов рублей. Как отмечают представители Союза, согласно областному «Положению о творческих мастерских» от 1995 года, взамен изъятого помещения должно быть предоставлено равноценное и оплачены расходы на переезд.

«К сожалению, по неопытности художники не прописали документально, какое именно помещение им нужно. Их неопытностью воспользовались и дали этот сарай, - говорит генеральный директор Радищевского музея Тамара Гродскова. - Наши художники слишком скромны. Они не просят золотых унитазов, им нужно только место, где можно поставить холст и работать. Мы гордимся памятниками, которыми члены Союза украсили наш город, но выгоняем их на улицу. Сейчас не существует гостиниц, в которых не было бы произведений искусства. Открыв отель, коммерсанты обратятся к этим же творцам».

«Выселенцы» опасаются, что не получат даже предложенного заводского цеха. Помещение передано муниципалитету. Чтобы, в свою очередь, передать его в аренду, городские власти должны провести конкурс. Конкурировать с другими претендентами на недвижимость, представляющими коммерческие структуры, художники не смогут. Подобным образом Союз уже лишился мастерских на улице Песковской: по окончании договора безвозмездного пользования муниципалитет выставил здание на аукцион, художники, работавшие здесь больше 20 лет, разумеется, проиграли более состоятельным соперникам. В начале 2000-х потеряла здание детская художественная школа. Учеников перевели в ДК на окраине Заводского района, школьное здание, расположенное в центре города, продали в частные руки. «Лет семь там ничего не делается, домик разрушается, и судя по всему, теперешние хозяева ждут, пока рухнет совсем, чтобы не возиться с реставрацией, а возвести на этом месте многоэтажку», - говорит заведующий отделом Радищевского музея Ефим Водонос.

«Проблема в том, что художники занимают центр города, это престижные места, дорогая земля. Наши помещения очень привлекательны», - полагает господин Маскаев.

Примечательно, что в спорном здании на Московской,125 кроме творческих мастерских находятся еще и жилые квартиры. Официально помещение считается нежипым в течение восемнадцати лет (с тех пор, как горисполком передал его художникам), более 50 семей отсюда отселили, но о двух квартирах просто забыли. Люди не могут оформить ни приватизацию, ни договор соцнайма, так как юридически их жилья не существует. По мнению жильцов, их продали коммерсантам вместе с домом: во всяком случае, платежки за коммунальные услуги в квартирах приходят с указанием владельца - ЗАО «Сарград». По иску жильцов суд обязал городскую администрацию предоставить жилплощадь для переселения. Чиновники ответили, что в городе зарегистрировано 85 аналогичных судебных решений, «вы по спискам двадцать вторые», но денег в бюджете нет.

Как считает Павел Победимов, руководитель фирмы «Лепта-Н» (которая по поручению «Сарграда» занимается расселением здания), обитатели жилых квартир предъявляют «сверхъестественные требования», а художники находятся в чужом здании незаконно. «Я уважаю искусство, мы ведем себя по-человечески и никого не гоним на улицу. Но художники должны отсюда съехать, это уже не их помещение. Сейчас в здании действительно нет отопления, картины нужно было давно вывезти. Что же получается, художники будут греться, а собственники за них платить? Где справедливость в этой жизни?» - говорит господин Победимов.

Председатель городского комитета по управлению имуществом Александр Афонин отказался прокомментировать ситуацию.

По мнению депутата городской думы Виктора Маркова, продажа была единственным способом спасти памятник архитектуры: «Прежние пользователи довели объект до плачевного состояния: подвал затоплен, стена рушится, разбиты стекла, сорваны двери, частично отключено электричество. Ни у художников, ни у муниципалитета нет средств на реконструкцию». Как полагает господин Марков, безвозмездное предоставление помещений творческим союзам - это «рудимент советской системы»: «Раньше они творили для народа, теперь картины саратовских художников стоят довольно дорого. Им нужно переходить на нормальные товарно-денежные отношения, самостоятельно оплачивать себе офис или работать дома».

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera