В Перми разразился транспортный бунт: перевозчики саботируют социальные проездные

Политика

Марина НикитинаНовая газета

Вся прошедшая неделя в Перми ознаменовалась противостоянием собственников автотранспорта чиновникам городской администрации, которому конца не видно. Жертвами саботажа перевозчиков стали сотни пермских пенсионеров, инвалидов, студентов,...

Вся прошедшая неделя в Перми ознаменовалась противостоянием собственников автотранспорта чиновникам городской администрации, которому конца не видно.

Жертвами саботажа перевозчиков стали сотни пермских пенсионеров, инвалидов, студентов, школьников, ветеранов войны и труда: в пермских автобусах льготникам отказывают в бесплатном проезде. Перевозчики вывесили плакаты с надписью «Льгот нет» и требуют «живые деньги». Альтернативы у пассажиров нет - муниципальных автобусов просто не существует, весь автобусный транспорт передан частным предпринимателям. А плоды ликвидации муниципального автобусного парка пожинают самые незащищенные слои населения. Их проездные, стоимостью 435 рублей для пенсионеров и 550 рублей для студентов превратились в своеобразные лотерейные билеты: «повезет – не повезет?». Чаще всего не везет, и льготникам приходится покупать билеты.

Сначала в саботаже приняли участие перевозчики Кировского района Перми, к ним присоединились коллеги из некоммерческих партнерств «Автоликон», «Автоальянс» и «Единый союз перевозчиков» - а эти объединения контролируют 70% рынка перевозок в городе.

«Участники «акции» по нарушению прав льготников будут привлекаться к ответственности», - заверил начальник департамента дорог и транспорта Алексей Ковыев. И чиновники стали «принимать меры»: на маршруты засылались милиционеры и даже сотрудники дорожного департамента. Они составляли акты и штрафовали кондукторов на 500, водителей – на 100 рублей.

«Зачем сталкивать людей лбами?» - вмешались правозащитники. Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев и исполнительный директор Общества развития предпринимательских инициатив Денис Галицкий обратились к городской администрации и пермским перевозчикам с открытым письмом. В письме правозащитники указали на причину конфликта: по их мнению, перевозчики бунтуют в связи с переделом собственности на рынке автоперевозок. Кроме того, правозащитники отметили, что в Перми до сих пор не введен прозрачный механизм распределения маршрутов между перевозчиками, а настоящий момент очень удобен для монополизации рынка. И предложили властям и перевозчикам сесть за стол переговоров при посредничестве пермских гражданских организаций.

Администрация Перми откликнулась. «Если у перевозчиков возникли проблемы, их необходимо решать за рабочим столом в департаменте дорог и транспорта, а не за счет грубого нарушения прав пассажиров, тем более пенсионеров, студентов и школьников», - заявил заместитель главы администрации города Алексей Храпков.

А со стороны департамента дорог и транспорта Перми началась процедура расторжения договоров с нарушителями.

За круглым столом, на который стороны собрались в пятницу, 20 февраля, обозначились острые углы. Перевозчики недовольны системой компенсации убытков: задержкой выплаты денег за нерентабельные маршруты с ноября прошлого года.

Господин Храпков признался: «По данным департамента дорог и транспорта, долги администрации перевозчикам есть, однако незначительны – всего три миллиона рублей. Но через СМИ я слышал заявления самих перевозчиков о том, что сумма несколько больше… Для решения спорных вопросов будет создана специальная комиссия, в состав которой войдут представители администрации города, думы, ГИБДД, УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта - прим. ред.), Роспотребнадзора, правозащитных организаций и самих перевозчиков».

Перевозчикам предложили начать распределять выручку от проданных проездных билетов собственными силами, а не через счета властных структур. А еще – организовать конкурс по допуску на маршруты. «Один лот – один маршрут, – разъяснил Алексей Храпков. – Критерием выбора победителя станут деньги: по убыточным маршрутам – объем компенсации из бюджета, по прибыльным маршрутам – объем платежей в бюджет».

Правила конкурсной основы руководитель компании-перевозчика «А-Тур-Транс» Александр Богданов назвал переделом. «Лоты выиграют толстосумы. Если к конкурсу будут допускать любого желающего, то придут непрофессионалы», – уверен перевозчик.
Возмущает господина Богданова и факт сокращения объемов компенсации с 52 миллионов рублей до 25-27 миллионов рублей при том же количестве перевозок. 

Также перевозчики заявили, что не смогут самостоятельно распределять выручку от продажи проездных документов. Предложили внедрить систему электронного учета.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина признает необходимость усиливать информационное взаимодействие администрации с перевозчиками: «Я уверена, что у перевозчиков есть вопросы к местной власти. Я предполагаю, что у той и другой сторон нет достаточной информации, чтоб принимать верные решения».

Проблему продолжат решать, начиная с 25 февраля. Стороны готовят «пакеты» предложений. Есть надежда, что к концу текущей недели социальный нарыв прорвется.

Тем временем представители администрации и милиции продолжают составлять акты и штрафовать водителей и кондукторов, бодро рапортуя по местным телеканалам, что «удалось свести на нет тенденцию увеличения случаев самоуправства в автобусах». В отношении непокорных перевозчиков в районных прокуратурах возбуждаются административные производства.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera