Саратовская область. ФАС возбудила дело по факту установления монопольно высоких цен на бензин

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Региональное управление антимонопольной службы возбудило дело в отношении ОАО «Саратовнефтепродукт» (дочернее предприятие ТНК-ВР). По мнению представителей ведомства, предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке нефтепродуктов,...

Региональное управление антимонопольной службы возбудило дело в отношении ОАО «Саратовнефтепродукт» (дочернее предприятие ТНК-ВР). По мнению представителей ведомства, предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке нефтепродуктов, установило «монопольно высокие» розничные цены на бензин 80-й, 92-й, 95-й марок и дизельное топливо. Кроме того, как отмечают специалисты УФАС, оптовые цены в январе-марте выросли на 1,2-15,3 процента.

Как сообщает пресс-служба управления, по результатам мониторинга уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов региона признан «недостаточным». Более 70 процентов рынка «контролируются дочерними структурами крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний» (ВИНК). На долю ОАО «Саратовнефтепродукт» приходится 52,95 процента, на долю ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» - 20,39 процента. По наблюдениям УФАС, с 1 января по 22 марта розничные цены дочки ТНК-ВР снизились на 3,8-7,2 процента (значительнее всего подешевел АИ-95), а оптовые повысились на 1,2-15,3 процента (наиболее заметно подорожало дизельное топливо). У «Лукойла» розничные цены уменьшились на 6,7-8,7 процента (больше всего повезло опять-таки АИ-95), оптовые поднялись на 8,5-20,8 процента (лидер подорожания - ДТ). УФАС усмотрело в действиях «Саратовнефтепродукта» признаки нарушения антимонопольного законодательства. Как отмечает пресс-служба, если факты подтвердятся, предприятию грозит оборотный штраф в размере от одного до пятнадцати процентов выручки.

В управлении по связям с общественностью саратовского филиала ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» пояснили, что «компания воздерживается от комментариев». Рассмотрение дела намечено на 15 апреля.

По сведениям УФАС, в среднем по региону, АИ-92 стоит 18,45 рубля за литр, АИ-95—20,29 рубля. Цены вернулись на уровень ноября 2007 года. Напомним, что именно с осени 2007-го ценники на заправках стали меняться особенно часто. С декабря 2007-го по май 2008-го бензин в Саратовской области подорожал почти на пятнадцать процентов, в июне прибавил 3,2 процента, в июле - еще 1,7 процента. Цена дизтоплива увеличилась на 44,5 процента. По официальной статистике с 2006 года по лето 2008-го стоимость АИ-92 выросла с 17,6 до 23,4 рубля, АИ-95 - с 19,3 до 24,5 рубля. Причем спрос постоянно поднимался: например, по данным «Саратовнефтепродукта», в первом полугодии 2008-го продажа топлива увеличилась на восемнадцать процентов.

В августе начался обратный процесс. Компании заявляли о снижении розничных цен каждый месяц. В частности, литр АИ-92 подешевел за осень на 1,2 рубля, АИ-95 - на 1,6 рубля (по общероссийской статистике, стоимость нефти на внутреннем рынке упала за это время на 40 процентов). Как отмечал Саратовстат, за ноябрь цена на бензин снизилась на девять процентов, но при этом осталась на девять процентов выше, чем в январе 2008-го.

Как отмечают владельцы саратовских АЗС, не входящих в состав ВИНК, оптовые цены изменялись совсем не так, как розничные. «В прошлом году неинтегрированные заправщики постоянно ощущали давление «монстров». ВИНКи в течение восьми месяцев поднимали оптовые цены, причем опережающими темпами, по сравнению с розничными: опт вырос на 45 процентов, розница - на 30. Известно, что ВИНКи отдают нефтепродукты своим классическим сбытам на 20 процентов дешевле, а «малыши» были вынуждены раскошеливаться по полной, - говорит президент областной ассоциации предприятий по торговле нефтепродуктами Александр Елистратов. - К ноябрю оптовые цены снизились, но потом опять пошли вверх. 1 апреля произошло очередное повышение, в среднем, на 4-4,5 процента за тонну по всему ассортименту». По мнению Елистратова, 70 процентов оптового рынка нефтепродуктов в области формирует ТНК-ВР (саратовский нефтеперерабатывающий завод является ее дочерним предприятием), 15 процентов приходится на долю «Лукойла», остальную часть делят поставщики из Уфы, Астрахани и других регионов. Российский топливный союз, в который входит саратовская ассоциация, не раз обращался в ФАС с жалобами на ценовую политику ВИНКов, но безрезультатно.

Как говорит господин Елистратов, рентабельность частных заправок снизилась с 25 до 20 процентов. По подсчетам ассоциации, по сравнению с январем-мартом 2008 года, сейчас продажи бензина упали на 20 процентов, розничные цены - на 15% (снижение проводилось одиннадцать раз). При этом выросли коммунальные расходы станций, например, электричество подорожало на 37 процентов. «Ситуация по кредитам отвратительная. Розничные операторы постоянно занимали в банках оборотные средства на закупку ГСМ. В прошлом году ставки были 14-16 процентов, а сейчас платежи по ранее выданным кредитам подняли до 28 процентов», - говорит Александр Елистратов. По его словам, «некоторые АЗС сейчас работают в минус, не знаю, на сколько хватит их запаса прочности».

По оценке генерального директора ООО «Пассажиртранс-1» Михаила Любарского, с осени оптовые цены на горючее выросли на десять процентов. «Расходы на топливо составляют около трети себестоимости перевозки пассажира. Почти 40 процентов - затраты на ремонт техники, при этом отечественные запчасти подорожали на 15-20 процентов, импортные на 35-45%. Плюс рост тарифов на отопление, электричество, водоснабжение», - говорит господин Любарский. Сейчас билет в саратовских автобусах стоит восемь рублей. По мнению транспортников, это в два раза меньше, чем нужно для рентабельной работы. Предельную стоимость поездки определяет областное правительство. Бюджет должен возмещать транспортникам убытки от регулируемого тарифа, но, по словам Любарского, в нынешнем году выплаты еще не поступали. Кроме того, региональные власти задолжали перевозчикам часть компенсации за обслуживание льготников (за перевозку одного льготника полагается от 380 до 430 рублей в месяц). По подсчетам транспортников, за время кризиса пассажиропоток уменьшился на десять-пятнадцать процентов.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera