Саратовская область. Роспотребнадзор просит открыть социальные магазины для бедных

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Региональное управление Роспотребнадзора обратилось к саратовскому правительству с предложением открыть специальные торговые точки для малоимущих жителей. По мнению авторов инициативы, это могут быть социальные магазины, подобные советским...

Региональное управление Роспотребнадзора обратилось к саратовскому правительству с предложением открыть специальные торговые точки для малоимущих жителей. По мнению авторов инициативы, это могут быть социальные магазины, подобные советским «Ветеранам», отделы в уже существующих торговых предприятиях и автолавки. Как считают представители службы, в таких магазинах должны продаваться «социально-значимые товары» местного производства по сниженным ценам.

Как объясняют в Роспотребнадзоре, подобные формы торговли должны заменить уличные ярмарки, организованные в Саратове с началом кризиса. Ярмарки под открытым небом проводились каждую неделю в трех районах города (в том числе, на центральной площади перед областным правительством). Туда приглашали крестьян и перерабатывающие предприятия с условием―продавать продукцию «по ценам от производителя». Губернатор Павел Ипатов лично инспектировал прилавки и выдворял тех продавцов, чьи цены казались ему слишком высокими. Как напоминает санитарная служба, с наступлением тепла торговать мясом, рыбой и молоком на улице будет нельзя, а кризис и не думает заканчиваться.

По мнению службы, специализированные магазины должны расположиться в муниципальных помещениях, войти туда смогут только покупатели с удостоверениями льготников, ассортимент будет ограничен «социально-значимыми товарами». Авторы инициативы даже придумали названия для будущих торговых точек - «Ветеран», «Забота», «Милосердие». Как сообщает пресс-служба ведомства, предложение уже поддержали правительство и областная дума, муниципальным властям Саратова поручено подыскать здания.

В областном министерстве экономического развития инициативу оценивают осторожно. «Первый вопрос ― помещения. Сколько их найдется и согласятся ли городские депутаты предоставить их торговцам в безвозмездное пользование, неизвестно. Второй вопрос ― кто в этом помещении будет торговать. Предполагается, что это будет сельхозпроизводитель, но ему придется продавать не только собственную продукцию, но и заключить договоры с другими поставщиками, чтобы выдержать ассортимент, сделать ремонт, закупить оборудование, платить за коммунальные услуги, убирать территорию и т.д. Будет ли это ему выгодно? Третий вопрос ― кто будет устанавливать допустимую наценку, контролировать ее соблюдение, регулярность поставок, чтобы не возник дефицит, и процесс продажи, чтобы избежать спекуляций? То есть говорить о том, что стационарные социальные магазины откроются не сегодня-завтра, пока нельзя», - считает начальник управления развития потребительского рынка министерства Петр Иванченко.

Сейчас в областном правительстве рассматривают список продуктов для социальной торговли. В него войдут девять наименований: два вида хлеба, молоко или молочный напиток, подсолнечное масло, яйца, курятина, молочные сосиски, пшено и макароны. По словам Иванченко, примерный перечень определили, проанализировав работу местных ритейлеров, у которых действуют собственные системы антикризисных скидок ― так называемые «социальные полки».

«Как показал мониторинг, за три месяца нынешнего года количество покупок в сетевых магазинах не снизилось, но средний чек уменьшился на 15 процентов. То есть люди переключились на более дешевые товары. Можно предположить, что ради удержания клиента ритейлеры сделают еще большие скидки, уже сейчас их распространяют, например, на рыбу и сыр», - говорит Петр Иванченко.

Как рассказал председатель городского комитета по экономике Алексей Санников, идея социальных магазинов «находится в стадии рассмотрения экономической эффективности такой формы торговли». «Мы восемнадцать лет живем в рыночной экономике, а сейчас нам вдруг говорят: давайте регулировать цены, лоббировать интересы наших производителей, то есть применять совсем не рыночные инструменты. При крупных хлебопекарных, колбасных и других комбинатах давно работают собственные магазины, в которых продукция продается с минимальной наценкой, зачем еще что-то изобретать? Лучший вариант: увеличить сельхозпроизводство и цены сами собой станут доступными», - полагает господин Санников. По его словам, «социальная торговля должна иметь точечный характер ― не больше одного магазина на район, иначе что будут делать 484 сетевых магазина и 38 рынков, которые дают налоговые поступления в бюджет».

Возможно, вместо стационарных социальных магазинов в Саратове появятся автолавки предприятий-производителей. По словам Санникова, уже заключен договор с энгельсской фирмой, выпускающей колбасу. Компания  закупила пятнадцать фургонов для выездной торговли, власти города определят, где целесообразно их разместить. Участки торговцам  выделят бесплатно, взамен они должны будут согласовывать с чиновниками цены.

В течение года фирма планирует увеличить количество автолавок в десять раз. О желании открыть передвижные точки заявили также молочники и пекари ― в основном, те, кто не может выполнить условия для входа на прилавки сетевиков (договоры с отсрочкой платежа, штрафы за задержку отгрузки, возможность возврата продукции и т.д.). Совсем мелких производителей среди них не будет, ведь один фургон типа «Купавы» стоит 1-1,5 миллиона рублей.

Саратовские власти не в первый раз пытаются регулировать цены на продукты. Еще в 2007 году, когда продовольствие начало дорожать, областное правительство подписало с сетевиками «соглашения о сотрудничестве». Сейчас в договоре участвуют три продуктовые сети, одна непродовольственная, два рынка, два оптовых поставщика овощей и алкоголя, а также три предприятия бытового обслуживания. По сведениям чиновников, наценка на хлеб, крупы и молоко у ритейлеров-участников соглашения не превышает пяти процентов. Кроме того, городская администрация надеется сдержать рост цен на овощи, допустив на рынки местных дачников: по подсчетам мэрии, владельцы базаров готовы предоставить 90 бесплатных мест (из имеющихся 8,6 тысячи).

По официальной статистике, Саратовская область находится на пятом месте среди регионов Поволжья по стоимости «минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину» (25 наименований). В марте она составляла 1532 рубля. Как сообщает минэкономразвития, сейчас лук, капуста, морковь, картофель, яйца и сыр стоят на 9-25 процентов дешевле, чем в прошлом году. По данным Саратовстата, в феврале средние денежные доходы саратовца составили 9,1 тысячи рублей, расходы ― 8,9 тысячи, причем «потребительские расходы» (6,1 тысячи рублей на человека) увеличились, по сравнению с прошлым годом, почти на 15 процентов.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera