Саратовская область. Частные перевозчики оспаривают результаты конкурса на обслуживание пассажиров, проведенного муниципальной администрацией

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Транспортные фирмы Балакова подготовили заявления в арбитражный суд с требованием отменить результаты конкурса на распределение пассажирских маршрутов. По мнению частников, большинство лотов выиграли предприятия, аффилированные местным...

Транспортные фирмы Балакова подготовили заявления в арбитражный суд с требованием отменить результаты конкурса на распределение пассажирских маршрутов. По мнению частников, большинство лотов выиграли предприятия, аффилированные местным чиновникам, что ведет к «монополизации рынка» и «выдавливанию мелких предпринимателей». Кроме того, по жалобе перевозчиков областное управление ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства при расчете бюджетных компенсаций за обслуживание льготников.

Конфликт между частными перевозчиками и чиновниками начался в Балакове в прошлом году, когда, в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении, городские власти получили полномочия по организации транспортного обслуживания жителей. Администрация объявила конкурс на право работать на пассажирских маршрутах. По мнению председателя балаковской ассоциации предпринимателей Алексея Расходчикова, «критерии отбора в части производственной базы, стоянки транспорта и медицинского обслуживания водителей были изначально подогнаны под конкретное предприятие». 80 процентов маршрутов выиграли ОАО «Пассажирский автокомбинат», все акции которого находятся в собственности области, и фирма «Перевозчик». Оба предприятия ранее возглавлял нынешний городской глава Балакова. «До конкурса на долю мелких предпринимателей приходилось 60 процентов рынка, сейчас им оставили всего два маршрута. В результате частники несут убытки, страдают и пассажиры, так как у победителей не хватает транспорта, чтобы обслуживать все выигранные направления», - считает господин Расходчиков.

Проект арбитражного иска об отмене результатов конкурса уже подготовила балаковская прокуратура. Как рассказал помощник прокурора Александр Лисин, по жалобам перевозчиков надзорное ведомство провело проверку и обнаружило нарушения правил проведения отбора. Выяснилось, что предприятия-победители в поданных заявках «завысили реальное количество транспортных средств, которые готовы выпустить на маршруты, указав одни и те же автобусы». Кроме того, среди них были «Икарусы» 1981-1982 годов выпуска, хотя по правилам конкурса возраст машины не должен превышать десяти лет. По словам Лисина, прокуратура вынесла представление главе администрации с требованием устранить нарушения. Окончательное решение об обращении в суд будет принимать областная прокуратура.

Балаковские перевозчики обратились в антимонопольную службу с жалобой на распределение компенсаций за обслуживание льготников. «Это бюджетные деньги, но занимается ими не муниципальный орган власти, а хозяйствующий субъект―ОАО «Пассажирский автокомбинат», который сам возит льготников и сам себе начисляет выплаты, рассчитанные по собственной методике. Он же определяет, какую сумму должны получить конкуренты», - говорит Алексей Расходчиков. Региональное управление ФАС возбудило дело о нарушении статьи 15 закона «О защите конкуренции».

Областной бюджет выделяет перевозчикам от 380 до 430 рублей за одного льготника в месяц. В среднем, на каждый автобус приходилось по 20-30 тысяч рублей. В феврале суммы уменьшились вдвое. «Это произошло именно на маршрутах, где работают частники. Выяснилось, что муниципальное транспортное управление применило новую методику обсчета пассажиропотока, благодаря которой половина льготников «испарилась», - говорит господин Расходчиков. По его мнению, чиновники действовали в интересах аффилированных предприятий.

Представители предпринимательской ассоциации пессимистично оценивают перспективы своей претензионной работы: «Каковы бы ни были решения ФАС и арбитража, разбирательство затянется минимум на полгода. Даже если будет объявлен новый конкурс, городские власти смогут выдвинуть новые абсурдные условия». От экономических требований они готовы перейти к политическим: «Такая ситуация будет продолжаться, пока у муниципального руководства есть возможность лоббировать интересы «своего» бизнеса. Другого выхода, кроме смены главы города, мы не видим. Но прямых выборов в Балакове нет, главу города избирают депутаты, а процедура отзыва в законе не предусмотрена», - говорит господин Расходчиков.

В городской администрации заявления предпринимателей считают надуманными. «Никаких аффилированных фирм не существует. У нас одинаковый подход ко всем перевозчикам, обслуживающим пассажиров. Требования, выдвинутые к участникам конкурса, были сформулированы в соответствии с федеральным законом «О безопасности дорожного движения», мы их заранее опубликовали, чтобы все претенденты могли подготовиться. Мелкие перевозчики выставились на два маршрута и выиграли их, никто не мешал им бороться за большее количество лотов», - говорит начальник транспортного управления Олег Мельников. По его словам, предприниматели начали высказывать претензии спустя полгода после проведения отбора, когда «независимая проверка областного министерства транспорта и ГИБДД обнаружила у них многочисленные нарушения безопасности перевозок и в прокуратуру было подано заявление о принятии мер реагирования».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera