После трехлетней реконструкции открылся Мемориальный музей космонавтики

Политика

Юлия БалашоваБильд-редактор Novayagazeta.Ru

Москва. 11 апреля. ВВЦ Перед входом в музей - духовой оркестр и почетный караул, внутри не протолкнуться: плотный забор из телекамер. Космонавты, конструкторы, ученые, депутаты. Рукопожатия, поцелуи, поздравления, автографы, ажиотаж, а на...

Юлия Балашова - «Новая»

Москва. 11 апреля. ВВЦ

Перед входом в музей - духовой оркестр и почетный караул, внутри не протолкнуться: плотный забор из телекамер. Космонавты, конструкторы, ученые, депутаты. Рукопожатия, поцелуи, поздравления, автографы, ажиотаж, а на улице, чуть в стороне, скромно стоят «пионеры» советской космической эпохи Валентина Терешкова и Алексей Леонов. Они не спешат втискиваться в душное фойе музея, пока журналисты толкаются за место под солнцем, у них есть несколько минут на воспоминания.

Музей реставрировали с 2006 года. За это время увеличили основное пространство здания до 8,5 тыс кв метров (было всего 3 тыс кв м). Благодаря смекалке архитекторов и новациям, теперь тут работает 9 зон-экспозиций, вместо одного зала, как раньше. Полностью переоборудована инженерная сеть, вентиляция.

Особое, «космическое» оформление с элементами фантастики похоже на декорации кино: лампочки на потолке рассыпаны как созвездия, спокойно зависли в невесомости космические аппараты с крыльями солнечных батарей, по странным орбитам крутятся глубокие завитки коридоров, в залах луноходы и манекены в скафандрах, которые навеки спустились с небес на землю.

Центральный зал музея озарен «утром космической эры»: здесь представлены первые скафандры, ракеты и спутники, и Белка со Стрелкой сидят рядышком, как в те далекие звездные времена.

Экспозиция долгие годы пополнялась уникальными экспонатами, многие из которых впервые открыты для посетителей. По коридорам, сквозь парад ракет, мимо забавных луноходов и межпланетных станций на ножках, с усиками антенн, через павильоны, полные космических раритетов, незаметно проникаешь в прошлое, идя от звезды до звезды, словно небесный пешеход.

Рядом, на стендах, за гладким стеклом хранятся личные вещи основателей космонавтики. Книги, приборы, чертежи Королева, Цандера, Циолковского. Стоит знаменитая ракета ГИРД, впервые пущенная еще в 1933 году. В экспозиции представлены документы, бортжурналы космонавтов, письма, стенограммы выступлений, кино- и аудиохроника, богатая коллекция фотографий и более 4000 редких книг.

Музей хорош, и не только потому, что полностью отремонтирован и модернизован. В отличие от большинства музеев, это место, где многие экспонаты руками трогать разрешено и даже рекомендуется. Только таким образом - уверено руководство музея - можно по-настоящему коснуться космоса.

Так, окунуться в космонавтику с головой можно при помощи интерактивных тренажеров и стендов. Космические «аттракционы» имитируют путешествие на Луну, полет в открытом космосе, стыковку и многое другое, что в реальности видят, слышат и ощущают космонавты на орбите. Например, на тренажере в виде поисково-спасательного вертолета можно совершить рейс с заданием – найти приземлившихся космонавтов и оказать им помощь. А на макете спускаемого аппарата космического корабля «Союз ТМА» посетители имеют возможность отработать стыковку с орбитальным комплексом «Мир».

Макет самого «Мира» – настоящее сокровище музея. Это точная копия станции, затопленной в Тихом океане. Заглянув внутрь, сразу удивляешься, как мало здесь свободного места. Однако сами космонавты рассказывают, что невесомость дарит новое ощущение пространства, когда можно спать на потолке, есть на полу, работать вверх головой, кажется, что вокруг тебя полно места. В иллюминаторы макета виден космический пейзаж, вращающийся шарик Земли, что создает впечатление настоящего полета в космосе.

В музее есть и свой мини-ЦУП. Как и настоящий Центр управления полетами, он оборудован экранами и постом оператора, следящего за тем, что происходит в космосе. Отсюда ведется наблюдение за МКС в реальном времени: информация в музейный «цупик» поступает он-лайн из настоящего Центра управления полетами, что в Королеве. Посетители могут слышать переговоры экипажа, смотреть видеосюжеты космонавтов, находящихся в данный момент на борту Международной космической станции. Мини-ЦУП очень любят школьники. А вот у журналистов самым большим «спросом» пользуется интерактивная кабина под названием «Буран», она имитирует «космический полет» со всеми его «сюрпризами» - вибрация, удары, качка. В такой кабине журналисты не раз слетали к Луне и даже прилунились.