Саратовская область. Жители села защитили школу от чиновников, пытавшихся закрыть старшие классы

Политика

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

Прокуратура Воскресенского района вынесла протест на решение местных депутатов о реорганизации сельских школ. По мнению надзорного ведомства, муниципальные власти нарушили закон «Об основных гарантиях прав ребенка», не предусмотрев...

Прокуратура Воскресенского района вынесла протест на решение местных депутатов о реорганизации сельских школ. По мнению надзорного ведомства, муниципальные власти нарушили закон «Об основных гарантиях прав ребенка», не предусмотрев последствий ликвидации учебных заведений. Поводом для прокурорской проверки стали жалобы родителей учеников школы села Букатовка, в которой чиновники намеревались закрыть старшие классы.

Школа в Букатовке считается малокомплектной: здесь учатся 50 детей и работают 14 педагогов. Родители учеников узнали, что образовательное заведение попало в районную программу реструктуризации, в рамках которой средние школы превратятся в основные, основные - в начальные, несколько учреждений исчезнут. По сведениям родителей, в школе Букатовки предполагалось ликвидировать старшую ступень с 1 сентября 2009 года, то есть нынешним десятиклассникам пришлось бы экстренно искать другое место для продолжения учебы. Ближайшая школа находится в селе Синодское за 25 километров. «Общественный транспорт между нашими селами не ходит. Единственный вариант - школьный автобус, но дороги у нас яма на яме. Детям придется вставать затемно и возвращаться домой под вечер, - говорит директор букатовской школы Галина Нахова. - Закрытие старших классов отразится на зарплате учителей: меньше часов - меньше денег». Сельчане написали жалобы в саратовское министерство образования и областную думу. Но региональные власти ответили, что по закону школы относятся к ведению муниципалитетов и вмешиваться в дела местного самоуправления вышестоящие инстанции не вправе.

Как выяснила воскресенская прокуратура, депутаты нарушили федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», согласно которому «ликвидация объекта социальной инфраструктуры для детей не допускается без предварительной экспертной оценки последствий». Если такой экспертизы не проводилось, решение признается недействительным с момента принятия. «Букатовская школа, конечно, не ахти какая. Большая часть учителей не имеет специального педагогического образования, помещение не отвечает санитарным и пожарным нормам, методическая литература и библиотечный фонд устарели. Но, честно сказать, у нас в районе все школы находятся в безобразном состоянии», - говорит помощник прокурора Елена Кирилина. Депутаты должны рассмотреть прокурорский протест в течение месяца.

Сельские школы закрывают в рамках регионального проекта модернизации образования. Официально это называют «оптимизацией» или даже «развитием» сети учебных  заведений.  Как подчеркивают авторы реформы, к закрытию школ они не имеют никакого отношения, ведь непопулярное решение принимают муниципалитеты. Всего в области более 900 сельских школ. В прошлом году закрылись двенадцать, 70 средних школ превратились в основные, 27 основных - в начальные, 57 школ стали филиалами средних. Малокомплектные учебные заведения (таковых почти 60 процентов) слишком дорого обходятся казне: если крупным городским школам рассчитывают финансирование по количеству учеников (от 32 до 38 тысяч рублей за одного ребенка в год), то мелким сельским - по количеству классов (от 396 000 до 514 000 рублей за класс, в котором может быть три-пять детей). Реорганизация образовательных учреждений позволит бюджету сэкономить 156 миллионов рублей.

«Если строго применить все нормативы, у нас должна остаться одна школа из семнадцати. В районе всего 1105 учащихся, столько же, сколько посещает одну стандартную городскую школу, - говорит начальник районного отдела образования Светлана Бакулина. - Мы не злые люди и не враги своим односельчанам, делаем все возможное, чтобы сохранить хотя бы часть учебных заведений». В прошлом году пять школ уже понизили в статусе (лишили старшей или средней ступени). До 2011 года закроют старшие классы в остальных. Детей, желающих продолжать образование, планируют возить в базовые школы (таковых в районе три), для этого приготовлены шесть автобусов.

Всего в области статус «базовых» получили более 220 сельских школ. В рамках реформы предполагается закупить для них оборудование примерно на 300 миллионов рублей, но пока большинство из них ничем не отличается от обычных. Зачастую родители не видят смысла менять одну сельскую школу на другую, не более качественную, но отдаленную, и голосуют ногами - отправляют ребенка в город. «Мы закрыли старшее звено в школе села Благодатное, где осталось 50 детей. Предполагали, что будем возить старшеклассников в поселок Возрождение. Но оказалось, что возить некого: все они уехали в ПТУ и техникумы в Сызрань, Балаково, Вольск, Саратов, - рассказывает начальник отдела образования Хвалынского района Ирина Летягина. - Школа в селе является островком стабильности, пока она работает, у жителей есть уверенность, что все не до конца развалится. Закрытие школы означает гибель села, люди сразу начинают уезжать».

В саратовском лицее-интернате естественных наук в нынешнем учебном году отмечают «ощутимый приток детей из сельских районов». «Учеников, приезжающих к нам из глубинки, стало больше на 40 процентов. Появились дети из таких отдаленных районов, которые раньше у нас не были представлены, - из Романовки, Екатериновки, Турков, Новоузенска, Алгая. Причем это не только старшеклассники, но и ученики 7-8 классов, чего никогда не было. Впервые все наше общежитие для сельских ребятишек, рассчитанное на 200 мест, загружено полностью», - говорит директор лицея-интерната Галина Коннычева.

По ее оценке, авторы реформы «сделали акцент на материально-технических показателях, забыв о педагоге»: «В школы поставляют новую технику, но коробки стоят не распечатанными. Даже в саратовских гимназиях многие учителя не умеют работать на интерактивных досках и делать мультимедийные презентации, представьте, что происходит в поселках. Проект модернизации предполагает, что педагог будет получать более высокую зарплату за качество работы. А он не может этого качества дать, потому что его не научили. Сельская школа буксует вдвойне, ведь с учетом того образа жизни, который ведут многие деревенские семьи, учитель вынужден заботиться не столько об образовании, сколько о воспитании учеников, а иногда и том, чтобы они элементарно не голодали». Как полагает Галина Коннычева, в реформировании сельского образования «правительству следовало начинать не со школы, а с социальной ситуации: если в деревне есть работа и инфраструктура, то нет проблем с количеством учеников и качеством педагогов, в противном случае у детей, получивших в городе аттестаты и дипломы, не будет стимула возвращаться».

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera