В Барнауле состоялась премьера спектакля по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты»

Политика

Наталья ЮмашеваНовая газета

Для постановки в Молодежном театре Алтая петербургский режиссер Дмитрий Егоров сделал инсценировку по первой части романа Виктора Астафьева – «Чертова яма», выбрав для сценического воплощения только историю тыловой подготовки резервных...

Для постановки в Молодежном театре Алтая петербургский режиссер Дмитрий Егоров сделал инсценировку по первой части романа Виктора Астафьева – «Чертова яма», выбрав для сценического воплощения только историю тыловой подготовки резервных частей во время Великой Отечественной, видимо, стремясь показать драматичность существования советских солдат даже вдали от передовой. Спектакль назван режиссером «Прощание славянки», музыкальная тема последовательно им развивается: все погибающие в ходе действия герои выходят на сцену с музыкальными инструментами, словно бы незримо присутствуя в солдатском строю и сопровождая унылыми звуками происходящее. В финале на авансцене выстраиваются уже все солдаты, и составленный из них духовой оркестр исполняет марш, давший название спектаклю и, по мысли постановщика, звучащий уже из-за роковой черты.

«Прощание славянки» обусловило еще и акцентирование женской темы. Все второе действие проходит в совхозе, куда отделение послано на хлебозаготовки, и серьезно диссонирует с первым, где зрители становятся свидетелями драматических событий и мучительного их осмысления героями. Второй акт начинается со сцены мытья солдат в бане, во время которого и появляются «славянки», решенные в совершенно опереточном духе: они то в пестрых ситцевых платьях и высоких уродливых валенках, то в ватниках в стиле пэчворк. Зачуяв такое количество молодой мужской плоти, прекрасные селянки теснятся у щелей, виснут на заборе, нетерпеливо суча ножками. Столь прагматично-плотское восприятие мужчин в военной форме героини проносят до конца действия, и, когда часть отправляют-таки на передовую, совершенно однозначно прочитывается, из-за чего скорбят провожающие их женщины и чего они лишаются.

Как ни парадоксально, но приходится сожалеть, что молодое поколение восприняло спектакль с восторгом: во втором акте не смолкали хохот и аплодисменты, временами свист. Слыша от педагогов и в СМИ о том, что Виктор Астафьев в своих произведениях вскрывает безжалостную правду войны, молодые барнаульцы, которым доведется познакомиться с творчеством писателя по этому спектаклю, уйдут с него в абсолютной уверенности, что безжалостная правда как раз и заключается в торжестве «основного инстинкта».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera