В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Видение танца»

Политика

Александра АкчуринаНовая газета

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась выставка «Видение танца», посвященная столетию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Экспозиция проходит в рамках международного проекта, в котором приняли участие музеи и собрания...

фото с сайта www.tretyakovgallery.ru

фото с сайта www.tretyakovgallery.ru

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась выставка «Видение танца», посвященная столетию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Экспозиция проходит в рамках международного проекта, в котором приняли участие музеи и собрания разных городов, в том числе Санкт-Петербурга, Лондона, Стокгольма. Непосредственную роль в организации сыграл Новый Национальный Музей Монако.

Выставка «Видение танца» включает в себя солидное собрание вещей, имеющих отношение к знаменитой антрепризе Дягилева: фотографии, эскизы, афиши, костюмы, макеты декораций, портреты, личные вещи, видеоматериалы.

Основу экспозиции составляют эскизы костюмов и декораций, созданные признанными художниками. Многие эскизы порой трудно назвать таковыми, слишком уж они похожи на полноценные картины. Практически в каждой работе видно переосмысление автором персонажа и его роли в постановке. Эскизы Михаила Бобышова, Льва Бакста, Натальи Гончаровой, Александра Бенуа, Николая Рериха часто выглядят как истинные произведения искусства. Особого внимания заслуживает здесь эскиз костюма Саломеи-Иды Рубинштейн для «Танца семи покрывал» в драме Уайльда, выполненный Бакстом: это  воздушный, высочайшего мастерства набросок. Замечательна и картина Валентины Юго (эскиз к балету «Петрушка»), на которой Петрушка-Нижинский запечатлен среди темно-серых, почти черных стен: ломаные движения артиста отчетливо напоминают о марионетках, обессиленно повисших на тонких нитях.

Помимо эскизов на выставке представлено около 50 костюмов для «Русских балетов». Большая часть их нарочито театральная, в качестве материалов используются парча, шелк, атлас, наряды обильно декорированы жемчугом, бахромой и кружевом. Правда, удивительно, как танцорам удавалось в них двигаться и совершать грациозные па — многие костюмы на редкость объемны и тяжеловесны. Восточные костюмы для «Шехеразады», «Соловья», «Саломеи» и других «экзотических» спектаклей отличаются роскошным колоритом, а русские костюмы для «Садко», «Золотого петушка», «Бориса Годунова» - простонародным изяществом.
Пожалуй, наиболее интересная часть выставки посвящена авангардному русскому балету, к которому пытался приобщить европейскую публику Сергей Дягилев. Не пройдите мимо занавеса по эскизу Пикассо к балету «Голубой экспресс», а также эскизов декораций и костюмов Павла Челищева к балету «Ода» - они дают исчерпывающее представление о передовом искусстве той эпохи.

Обилие эскизов, набросков, масса подлинных костюмов и макетов декораций, черно-белые фотографии, личные вещи балерин, документальные видеофрагменты репетиций — все эти элементы помогают по крупицам воссоздать хрупкую атмосферу не только русского балета и театра начала XX века, но и жизни ограниченного круга людей — способных перевоплощаться до самозабвения, отдавать все силы на сцене и за кулисами для того только, чтобы требовательные театралы Парижа и Лондона взглянули на них с восхищением.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera